Правила ведения бизнеса в исламе

Одним из поощряемых в исламском вероучении способов заработка денег является предпринимательская деятельность.

В условиях рыночной экономики, преобладающей в большинстве стран мира, спрос растёт, так как повышаются потребности людей в еде, одежде, сфере услуг и так далее. Растущий спрос порождает и рост предложения, что приводит к появлению всё новых и новых предпринимателей.

В сфере международной экономики в последние годы мы наблюдаем увеличивающуюся популярность халяль-индустрии, охватывающей всё новые и новые сегменты рынка. На сегодняшний день ислам является самой быстрорастущей религией в мире, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии исламского бизнеса, имеющего свои особенности в сравнении с классическим предпринимательством, так как исламская предпринимательская деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей мусульман.

При ведении исламского бизнеса следует придерживаться следующих правил, которые, во-первых, принесут награду в мире вечном, а во-вторых, позволять должным образом обслуживать клиентов-мусульман:

1. Отказ от процентных сделок

В первую очередь предпринимателю следует отказаться от процентных сделок в любой их форме, так как заработок дохода посредством процента, именуемое как риба (ростовщичество), является одним из страшнейших грехов в исламе. В Священном Коране об этом сказано:

«Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275)

2. Сделки по обоюдному согласию

Заключая какие-либо сделки (в том числе и те, которые не имеют письменную форму) необходимо соблюдать правило взаимного согласия всех участвующих в них сторон. То есть не следует навязывать дополнительный товар, работу или услугу. В Писании но это чётко указывается:

«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (4:29)

3. Отказ от обмана

Кроме того, бизнесменам следует помнить, что запрещено осуществлять свою деятельность посредством лжи и обвешивания клиентов. Это касается тех случаев, когда продавец либо скрывает, либо недоговаривает о каких-либо недостатках товара или же излишне нахваливает свой товар, придавая ему те качества, коими он в действительности не обладает. По этому поводу в Коране сказано:

«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (83:1-3)

4. Отказ от реализации запрещенных Шариатом товаров и услуг

Бизнес мусульманина не должен строиться на тех товарах, работах и услугах, которые признаны запретными (харамом). Например, мусульманину не следует торговать свининой или же подавать блюда из неё в заведениях общественного питания, не следует заниматься алкогольным бизнесом, проституцией, наркоторговлей и так далее. В своей Книге Господь призывает нас:

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху» (2:172)

5. Запрет продавать некачественный товар

Предприниматель должен тщательно следить за качеством продаваемого им товара, а при обнаружении брака он должен его изъять из продажи. Доказательством этому служит хадис: «Пророк (с.г.в.) запретил торговать неспелыми фруктами» (Бухари, Муслим).

6. Соблюдение условий соглашения

При подписании различного рода соглашений мусульманин обязан соблюдать все его условия, так как Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (Тирмизи).

7. Отказ от присвоения чужого имущества

В бизнесе мусульманам следует остерегаться присвоения чужого имущества, то есть присваивать себе то, что тебе не принадлежит по праву. Например, не следует устанавливать на свои товары и услуги слишком завышенные цены. В Книге Всевышнего говорится:

«Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» (11:85)

8. Очищение бизнеса благотворительностью

Ведя бизнес, верующему необходимо помнить, что именно по воле Всевышнего он имеет прибыльное дело, что именно по воле Творца удаётся зарабатывать деньги. Исходя из этого, следует помогать тем, кто таких материальных средств не имеет. Благотворительность в предпринимательской деятельности очищает её от каких-либо возможных скверных поступков, которые бизнесмен может совершить в своей деятельности. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «О, торговцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и клятвами, так смешайте же с милостыней» (хадис приводят Абу Дауд, Тирмизи и Насаи).

9. Законность бизнеса

Правоверным надлежит учитывать, что они вправе заниматься лишь легальным бизнесом, то есть не противоречащим местному законодательству. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) предупреждал своих сахабов: «Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то богатство, которое он станет приобретать» (Бухари, Ахмад).

10. Проявление великодушия к клиентам

Мусульманин-бизнесмен должен помнить и о правилах поведения с клиентами. Верующему необходимо относиться с великодушием к своим клиентам, так как Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Да помилует Всевышний того, кто проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата своих денег» (хадис от Бухари).

11. Запрет определённых видов сделок

В сунне Пророка (с.г.в.) содержится норма, согласно которой Милостью миров Мухаммадом (с.г.в.) были запрещены такие виды торговли, как «мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза» и «музабана».

«Мухакаля» – вид сделки, заключающийся в реализации ещё не готового товара (например, фьючерс).

«Мухадара» – вид сделки, заключающийся в продаже товара до того, как станет известна его пригодность.

«Мулямаса» – вид сделки, при которой продажа считается состоявшейся после того, как покупатель притронется к товару.

«Мунабаза» – вид сделки, при которой два лица осуществляют обмен не глядя.

«Музабана» – вид сделки, заключающийся в продаже товара, не доставленного до точки сбыта (если это специально не оговорено сторонами).

12. Достойная конкуренция

Мусульманам следует достойным образом вести конкуренцию с иными предпринимателями и не впадать в крайности из-за бизнеса. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями» (этот хадис приводит Муслим).

13. Бизнес не должен мешать соблюдению предписаний религии

В случае ведения своего бизнеса верующему следует грамотно распределить своё время так, чтобы он успевал заниматься предпринимательской деятельностью и при этом ничто ему не мешало заниматься поклонением. Наш Творец взывал к нам:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9)

14. В случае возврата товара необходимо его принять

В ситуациях, когда покупатель намеревается вернуть товар, не устроивший его по тем или иным причинам, данный товар продавцу следует принять. В одном из хадисов Посланника Господа (с.г.в.) говорится: «Кто примет обратно товар, который он продал мусульманину, тому Всевышний простит его прегрешение» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

15. Запрет коррупционных сделок

Мусульманам-бизнесменам категорически запрещено добиваться своих целей посредством взятки, так как Пророк (с.г.в.) проклял того, кто даёт, и того, кто берёт мзду (Тирмизи, Абу Дауд).

16. Своевременная выплата зарплаты

Если бизнесмен нанимает себе работника, то он обязан выплачивать ему вознаграждение в оговорённые сроки. Божий Посланник (с.г.в.) напутствовал: «Выплачивайте заработок наёмного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот» (Ибн Маджа).


Обсуждение
Залина 11.10.2019 13:44:45 2019-10-11 13:44:45

Ассаляму Алейкум, можно ли заниматься сетевым бизнесом, компания Ессенс, очень важно для меня. Ответьте пожалуйста

Islam Global
11.10.2019 16:02:18
2019-10-11 16:02:18
Уа алейкум салям! А в чем суть бизнеса, опишите.
Хамза 10.10.2019 17:24:02 2019-10-10 17:24:02

Ассаламу Галейкум! Работаю наемным сотрудников в компании занимающейся производством и продажей в сфере B2B. Компания оговорила минимальные цены, по которым я могу продвигать и продавать товар. Я или дистрибьютор договорились с клиентом продать ему товар по устраивающей его цене. Дистрибьютор тоже зарабатывает и его свой заработок устраивает. Могу ли взять оставшуюся сумму в качестве вознаграждения? Эта сумма заранее обговаривается с дистрибьютором.

Islam Global
10.10.2019 23:06:10
2019-10-10 23:06:10
Уа алейкум ассалям, да.
Рахат 02.10.2019 16:40:31 2019-10-02 16:40:31

Мира и благополучия вам. Можно ли положить деньги в банк и пользоваться процентом, т.е. полученной в банке прибылью???

Islam Global
02.10.2019 21:45:23
2019-10-02 21:45:23
Нет, это самая настоящая риба, запрещенная Шариатом.
Алина 02.10.2019 02:32:36 2019-10-02 02:32:36

Ассалам алейкум! скажите, разрешено ли заниматься сетевым бизнесом не продуктовым, то есть матричный проект!? Структура выплат отличается от пирамиды!

Islam Global
02.10.2019 21:17:55
2019-10-02 21:17:55
Уа алейкум салям! Если продукт дозволенный шариатом, то можно.
Марьям 01.10.2019 21:10:32 2019-10-01 21:10:32

Ассаляму алейкум! В Инстаграмме я веду страницу, в которой выставляю вещи людей, отмечая их самих, чтобы с ними могли связываться, чтобы купить у них ту или иную вещь. А за публикацию их товара могу ли я брать деньги?

Islam Global
01.10.2019 22:37:35
2019-10-01 22:37:35
Уа алейкум салям, можете, но только по предварительному согласию этих людей.
Зухриддин 20.09.2019 09:52:42 2019-09-20 09:52:42

АЛХАМДУЛИЛЛАХ! Большое спасибо за ответ!

Зухриддин 20.09.2019 07:59:45 2019-09-20 07:59:45

Ассалому алайкум! Перед проведением тендера заказчик и поставщик заранее договариваются о цене и технической характеристике товара. На основании этого поставщик готовит тендерную документацию, подходящую ранее оговоренному заказчику лоту, чтобы другие претенденты не смогли участвовать. Прошу помочь с ответом: дозволены ли в Исламе такие сделки? Так как они обоюдно соглашаются, но это не соответствует местному законадательству о проведении тендеров. Работаю в фирме и хотелось также выяснить, считается ли дозволенным получение заработной платы, зная о ситуации, указанной выше, или нужно сменить работу? Заранее благодарен за ответ!

Islam Global
20.09.2019 08:42:14
2019-09-20 08:42:14
Уа алейкум ассалям! Ислам - за честную конкуренцию, однако если нет коррупционной составляющей в таких сделках и подобные схемы необходимы в силу объективных причин (иногда бывает так, что конкурирующая фирма, победившая в торгах с неоправданно низкой ценой, фактически не может выполнить свои обязательства, в результате чего страдает население - объект не сдается в срок или, скажем, в городе перестают вывозить мусор или чистить дороги) - то можно признать их дозволенными. И работать в этих организациях мусульманам не будет считаться грехом.
Muhammadyusuf 18.09.2019 13:01:24 2019-09-18 13:01:24

Ассаламу алайкум, у меня есть один вопрос. Я хочу начать электронный бизнес (например, как google) если я размещаю в google play market свое приложение или что-то связанное с интернетом, то оно можно в исламе?

Islam Global
18.09.2019 13:49:44
2019-09-18 13:49:44
Уа алейкум ассалям! Если в приложении контент халяльный и нет финансовой составляющей проекта, основанной на ростовщическом проценте, то дозволено.
Асия 18.09.2019 07:55:34 2019-09-18 07:55:34

Ассаляму алейкум! У меня такой вопрос. Я продаю одежду и аксессуары мусульманские. Одна сестра переводом оплатила за товар, и не забирала его пол года. Я хранила, но у нас по правилам более 3 месяцев, если человек не забирает товар, то деньги мы не возвращаем. Потому что этот человек не дал нам продать этот товар и сам не забрал. Мы продали этот товар снова, т.к. первый покупатель не объявился. До этого мы писали, что бы она забрала его. Обязаны ли мы вернуть деньги первому покупателю, который объявился через пол года?

Islam Global
18.09.2019 12:34:04
2019-09-18 12:34:04
Уа алейкум ассалям! В данном случае чтобы не было необоснованного обогащения лучше вернуть оплату.
Lex 13.09.2019 07:23:16 2019-09-13 07:23:16

Ассаламу алейкум. Я зарабатываю тем что перевожу деньги трудовых мигрантов их родным. Например: едет человек в Россию на заработки. Заработанные деньги он должен отправить своей семье. Он может это сделать через банк, с помощью систем денежных переводов или воспользоваться моими услугами. Трудовой мигрант переводит деньги мне на карту + мои 2% от суммы. А я выдаю его деньги его родным. Так называемая перекидка. Так вот эти 2% от суммы перевода дозволены мне или нет, Халяль так зарабатывать или нет??? Почему люди пользуються моими услугами? Потому что банки нашей страны выдают деньги отправленные через банк в нашей нац.валюте, по заниженному курсу. А я выдаю рубли. А на черном рынке рубль можно обменять по выгодному курсу обмена чем в банке. Поэтому мои знакомые переводят свои деньги с моей помощью своей родне. Если не поняли меня напишите мне на почту. Постараюсь объяснить. Пожалуйста ответьте. Мазхаб Ханафитский если что. Напишите ответ мне на почту пожалуйста.

Islam Global
13.09.2019 13:42:37
2019-09-13 13:42:37

Уа алейкум ассалям. На почту мы ответы не высылаем - можем ответить лично в группе ВКонтакте. Поскольку подобные вопросы довольно часто нам задаются, позвольте ответить здесь, чтобы все видели. Исходя из мнения многих богословов такая комиссия дозволена. Подробнее читайте здесь.

Moldir 26.08.2019 00:15:32 2019-08-26 00:15:32

Ассаляму алейкум. Я хотела открыть интернет-магазин женской одежды. Но одежда не соответствует Шариату. Кто-то ответил, что можно продавать , потому что эту одежду мы носим и дома, и грех лежит на том, кто ее будет одевать открыто. Кто-то сказал , что нельзя. Каков Ваш ответ?

Islam Global
26.08.2019 16:58:48
2019-08-26 16:58:48

Уа алейкум салям! Первые правы. Потому что исходя из логики вторых получается, что мусульманам нельзя продавать и покупать, например, нижнее белье? Пусть это дело принесет Вам баракат и послужит укреплению уммы!

Кайырбек Ерсайынов 25.08.2019 00:22:12 2019-08-25 00:22:12

Ассаляму Алейкум! Можно ли снимать рекламу под музыку? Для привлечения клиентов и для качества видео?

Islam Global
26.08.2019 14:16:18
2019-08-26 14:16:18
Уа алейкум салям! Мы придерживаемся той точки зрения, что если эта музыка или ее авторы не пропагандируют неверие, поклонение нечистой силе, сама музыка не вводит человека в транс, то она дозволена.
Дарын 16.08.2019 15:41:39 2019-08-16 15:41:39

Здравствуйте, мы открыли оптику, и мы берем деньги заранее, чтоб вставить линзы в оправу, так как нужно купить линзу и оплатить работу мастера. Насколько мы неправильно поступаем?

Islam Global
16.08.2019 22:42:59
2019-08-16 22:42:59
Такая форма расчетов в вашем случае допустима, так как каждая линза изготавливается под конкретного человека и Вы не сможете в случае отказа клиента реализовать их кому-то другому. Главное, чтобы стороны сделки были согласны на ее условия.
GSA 13.08.2019 19:52:31 2019-08-13 19:52:31

Салам алайкум! Скажите, разрешено ли открыть автошколу?

Islam Global
14.08.2019 01:32:37
2019-08-14 01:32:37
Уа алейкум салям! Разумеется, разрешено
boombre 10.08.2019 14:57:49 2019-08-10 14:57:49

Я владею собственной торговой компанией. Торгуем строительными материалами для отделов снабжений заводов, фабрик, государственных предприятий, организаций, строительных корпораций, жилищных коммунальных сервисов и т.д. В этой сфере начальники отделов снабжения всегда работают только с теми кто им даёт откат. Без выплаты отката просто не вариант заключить сделку. К примеру, если я хочу продать плитку или фанеру какому-нибудь строительному объекту, то если не предложу снабженцу откат до 5-7% от суммы закупки, то даже речи не будет о продаже. Является для меня такие сделки харамом ?

Islam Global
12.08.2019 16:03:57
2019-08-12 16:03:57
В исламе взятки в любой форме рассматриваются как грех, поскольку ведут к неравным конкурентным условиям участников рынка. Вы, конечное, можете рассматривать указанный процент «отката» в качестве «агентского вознаграждения», но истинный смысл такой сделки от Всевышнего, согласитесь, не скроешь. Если по-другому ваша компания не выживет, есть два варианта - 1) выйти напрямую на руководство своих контрагентов или их службы безопасности и объяснить, что платить откаты начальникам их отделов вам банально не позволяют религиозные убеждения; 2) предложить этим начальникам отделов осуществлять поставки через промежуточные подконтрольные им фирмы с разницей на величину «отката» - тогда юридически и с позиции Шариата это будет посто цепочка сделок, но при этом ответственность по уплате налогов и прочего перейдет от вас на эту фирму-посредника.
Lexus 29.07.2019 13:28:49 2019-07-29 13:28:49

Разве Музыка не является ХАРАМОМ в ИСЛАМЕ?

Islam Global
29.07.2019 14:56:40
2019-07-29 14:56:40
Об этом споры ведутся
Lexus 29.07.2019 13:21:19 2019-07-29 13:21:19

АССАЛАМ’АЛЕЙКУМ УО РАХМАТУЛЛАХИ УО БАРАКАТУХУ, хочу обратятся к админу, брат может вы случайно так ответили другому брату, но вы разрешаете открывать журнал современной музыки...

Кудрат 25.07.2019 18:41:08 2019-07-25 18:41:08

Ассаламу ъалайкум ва рохматуллохи ва барокатух. Есть компания и занимается она производством, купле продажей, ресторанным бизнесом, рекламными услугами и т.д. Есть ихний бот в телеграмме. Если инвестировать в эту компанию, то ежемесячно она выплачивает 6% от суммы в нарастающем порядке. И за год сумма инвестиции каждого инвестора становится в два раза больше. Но при условии, что каждый день нужно смотреть десять реклам на этом боте и дневной процент 0.5% начисляется вам. Хотел спросить халяльно ли инвестировать в эту компанию?

Islam Global
26.07.2019 00:03:34
2019-07-26 00:03:34
Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху. У описанной Вами схемы наблюдаются явные признаки мошенничества (довольно высокий обещанный доход, призыв к клиентам участвовать в накрутке просмотров), поэтому лучше сторониться подобных предложений, чтобы не лишиться собственных средств.
Гостья 23.07.2019 03:30:00 2019-07-23 03:30:00

Ассаляму алейкум. Вопрос такой: Если людям за деньги давать номера телефонов людей, например, сдающих квартиры в аренду , то будет ли это считаться харамом?

Islam Global
23.07.2019 10:11:17
2019-07-23 10:11:17
Уа алейкум салям! Такой вид посредничества не возбраняется.
Азат 16.07.2019 07:12:13 2019-07-16 07:12:13

Ассаляму алейкум. Я собираюсь открыть журнал, посвящённый современной музыке. Есть ли в таком бизнесе харам? Каково отношение шариата к такому бизнесу?

Lexus
29.07.2019 13:23:23
2019-07-29 13:23:23

Islam Global, тут...!

Islam Global
16.07.2019 10:04:48
2019-07-16 10:04:48
Уа алейкум салям, в пропаганде таких культурных ценностей ничего плохого нет, главное, чтобы герои ваших публикаций не были исламофобами.
Арсен 08.07.2019 01:30:54 2019-07-08 01:30:54

Ассаламу алейкум. Меня интересует один вопрос: мой знакомый занимается своим бизнесом, и у него много знакомых бизнесменов. Так вот через него некоторые берут деньги под бизнес, а другие дают их под определенный, заранее оговоренный процент от полученной прибыли. Соответственно и его доля в этой прибыли присутствует, так как ему доверяют обе стороны. Я тоже думал вложиться в одну из сделок, но у меня есть сомнения, дозволено ли такое?

Islam Global
08.07.2019 14:32:34
2019-07-08 14:32:34
Уа алейкум ассалям, это и есть единственный дозволенный способ инвестирования в исламе, когда идет распределение прибыли, а не выплата жестко установленного процента (вне зависимости, убыточен ли проект или прибыльный), главное, чтобы сами виды бизнеса, в которые идет инвестирование, не были харамными.
Ибрахим 06.07.2019 21:00:00 2019-07-06 21:00:00

Ассаляму алайкум. вопрос 1. Я по професии ремесленник ювелир. При обработке металлов определенная доля металла исчезает (литье, шлифовка, полировка и т.д..). Во время принятия заказа мы предупреждаем клиентов что после превращения лома в изделие пропадает 10% от общего веса лома. Но иногда получается так что потеря составляет не 10 а 5 или меньше процентов. Так же бывает больше чем 10%. Поэтому в среднем берем за потерю 10%. Скажите пожалуйста, а что если их доля хоть немного остается у нас? вопрос 2. Учитывая, что я сам учился платно, можно ли мне так же учить на деньги? Просто некоторые говорят, что научить за деньги нельзя. Спасибо за ваш труд!

Islam Global
06.07.2019 22:33:56
2019-07-06 22:33:56
Уа алейкум салям! Предлагаем Вам сразу при приеме заказов клиентов предупреждать, что потери составляют В СРЕДНЕМ 10%. Можно также спросить у них разрешение в случае наличия непредвиденного остатка направить доходы от реализации излишков на благотворительность. А учить за деньги светским наукам и практическим навыкам не возбраняется.
Ильяс 06.07.2019 15:15:08 2019-07-06 15:15:08

Ассаламу алейкум Я хочу работать

Дан 05.07.2019 06:43:29 2019-07-05 06:43:29

Ассалямуалейкум уа рахматуллохи баракатух! Хотела бы заняться подарками комплиментами для гостей (именной шоколад, мед) на различные мероприятия - свадьбы, провод невесты, годик ребенка, обрезание и тд, это не противоречит нормам шариата?

Islam Global
05.07.2019 08:58:59
2019-07-05 08:58:59
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Нет, никак не противоречит (если только шоколад не содержит харамных элементов - например, спирта).
Ровшан 02.07.2019 17:26:17 2019-07-02 17:26:17

Ассаляму алэйкума уа рахматуллах та'Аля уа баракатуху. Брат,я хочу в скором времени открыть точку по изготовлению суши и роллов ин ша Аллах! Вот как мне быть по поводу цены,меня этот мучает и не оставляет в покое!Сколько процентов мне накидывать?Я слышал что 10%,но как я выживу в этом мире накидываю такой мизерный процент?Налоги,аренда,свет ,вода,продукты, да и себе и семье,ещё и сотрудникам зарплаты...

Islam Global
02.07.2019 19:46:58
2019-07-02 19:46:58
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Размер торговой наценки в исламе никак не регулируется и не ограничивается. Пусть Ваше дело будет прибыльным и полностью халяльным!
Кантемир 29.06.2019 22:52:19 2019-06-29 22:52:19

Салам алейкум Работаю в сфере кредитования, клиенты покупают Телефоны через кредит но я сам не получаю проценты так как банк возмещает мне сумму товара на следующий день а проценты клиент платит банку. Меня интересует вопрос является ли с моей стороны грехом то что я являюсь посредником между банком и клиентом, но лично я никогда не получал проценты от сделок клиента с банком ?

Islam Global
30.06.2019 00:44:34
2019-06-30 00:44:34
Уа алейкум салям, с точки зрения Шариата любое посредничество в сделках с риба так же недопустимо. Вам следует выбрать формы торговли без участия в кредитных схемах. Попробуйте организовать беспроцентную рассрочку (но для покрытия рисков неоплаты со стороны клиентов можете установить дополнительную наценку на товар, это не запрещено).
Ibrohim 19.06.2019 13:05:18 2019-06-19 13:05:18

Ассаламу 1алейкум, варахьматуЛлах1и вабаракатух1. Есть такой сайт, регистрируешься там, пополняешь счёт на определенную сумму, например 100.000р. и после, каждый день, на свой счет получешь 2.500р. По истечению 40 дней, то что ты вносил раннее 100.000р возмещаешь и после этого, продолжаешь получать каждый день 2.500, до тех пор пока этот инвестиционный сайт не закроется. Вопрос: является ли это грехом(риба)? По сути я получаю 2,5% дохода, от суммы которую вносил.

Islam Global
20.06.2019 00:34:05
2019-06-20 00:34:05
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатуху! Это чистого вида риба, причем с явными признаками либо мошенничества (супервысокая доходность), либо финансовой пирамиды (что в принципе одно и то же). Остерегайтесь подобных вложений!!!
Ернар 14.06.2019 11:23:47 2019-06-14 11:23:47

Ассаламу алейкум! Хочу открыть бизнес в сфере дизайна интерьера. В моем случае оплата за дизайн проект 30-60-10%. То есть я начинаю работу только после внесения предоплаты 30% от общей суммы. По сути я же беру деньги за еще неготовый продукт, так как клиент может не заплатить за проделанную работу (ситуации разные бывают: у клиента может не оказаться денег, или просто ради интереса заказать, или получить часть работы и незахотеть платить) Меня волнует вот это правило: «Мухакаля» – вид сделки, заключающийся в реализации ещё не готового товара (например, фьючерс).

Islam Global
14.06.2019 12:05:48
2019-06-14 12:05:48
Уа алейкум ассалям. В вашем случае речь идет о сложной услуге, аванс является вынужденной «подстраховкой» от недобросовестности клиентов. В любом случае, клиент знает заранее об условиях сделки и соглашается на них. Поэтому пригрешением такая форма работы считаться не будет.
Асыл 12.06.2019 21:50:36 2019-06-12 21:50:36

Ассаламу уалейкум уа рахматуллахи уа баракату! Я предприниматель, занимаюсь продажей строительных материалов. Очень часто почти 75-80% сделок снабженцы просят откат. Раньше не задумывался об этом. В последнее время стараюсь либо объяснять что это харам и договориться о сделке без откатов либо приходится терять клиента. Но есть такие случаи - есть строители подрядные организации, которые продают мои товары от моего лица, договариваются с заказчиком и доводят сделку до оплаты и просят % со сделки за проделанную ими работу , презентации, встречи, продажи. Считается ли этот % харам? Слышал, что в Европе и других развитых странах есть спец медиаторские услуги между компаниями и им за это платят агентское вознаграждение. Разрешен ли такой вид продвижения и продажи товара? Если вообще такой % разрешен Исламом, то я обязан ли выплачивать этот % официально по договору? Ведь многие эти посредники просто физ лица , возможно ли просто выплата с продаж?

Islam Global
12.06.2019 23:49:05
2019-06-12 23:49:05
Уа алейкум ассалям уа рахматУллахи уа Баракатуху, агентское вознаграждение Шариатом дозволено. Кроме того, мусульмане обязаны соблюдать условия заключенных договоров.
Мухаммад 11.06.2019 19:46:33 2019-06-11 19:46:33

Ассаляму алейкум. Вопрос . Я работаю в гаражном кооперативе состоит он из рядов.мы работаем в одном гараже с братом наши услуги полировка авто и удаление вмятин.каково отношение шариата на то если знакомый намеренно ищет гараж рядом с нами и и решает заняться полировкой. Не перебивает ли он торговлю как минимум.?Ответ пж с далилями . Джазакаллаху хайран

Islam Global
12.06.2019 00:31:37
2019-06-12 00:31:37
Уа алейкум салям, альхамдулиЛлях, никаких ограничений в исламе относительно ограничения конкуренции нет, так как это на пользу для всего общества. Старайтесь работать так, чтобы клиенты выбирали именно Ваш сервис, а для этого не обязательно делать цены на грани убыточности.
Мариам 11.06.2019 18:48:21 2019-06-11 18:48:21

Ас саляму алейкум. Подскажите , является ли харамом продажа православных сувениров ( т.е. например, подвески в автомобиль с крестом , что то из украшений так же с крестом или иным символом ,четки )???

Islam Global
12.06.2019 00:27:11
2019-06-12 00:27:11
Уа алейкум салям! По идее Вы способствуете популяризации чужой религии, поэтому с точки зрения Шариата Ваша деятельность крайне нежелательна и допустима для мусульманина только в случае крайней необходимости (если иные способы заработка в Вашей конкретной ситуации невозможны).
Бахытжан 03.06.2019 13:03:50 2019-06-03 13:03:50

Здравствуйте. Не подскажите: как в исламе рассматривается бизнес по продаже авто масел и других химических жидкостей для автомобилей. Поскольку, например,таже самая добыча нефти и проданные и отработанные масла, могут причинить вред природе. Спасибо.

Islam Global
03.06.2019 14:20:36
2019-06-03 14:20:36
Любая человеческая деятельность, увы, наносит вред природе - главное, знать меру, чтобы она могла самовосстановиться. Указанный вами бизнес Шариату не противоречит.
Раяна 31.05.2019 00:43:39 2019-05-31 00:43:39

Ассаляму Алейкум, можно работать в сфере красоты по наращиванию ресниц?

Islam Global
31.05.2019 14:59:53
2019-05-31 14:59:53

Уа алейкум салям! Мы бы не рекомендовали там работать. Причины указаны в конце статьи по ссылке.

Парвин 28.05.2019 00:03:08 2019-05-28 00:03:08

Ассаляму алейкум. Могу ли я работать поваром не в халяльном заведении?!Джазак Аллаху хайран

Islam Global
28.05.2019 02:35:18
2019-05-28 02:35:18
Уа алейкум ассалям, аналогичные вопросы поступали от наших читателей ранее, посмотрите в комментариях ниже
Rustem 27.05.2019 00:06:05 2019-05-27 00:06:05

Асаламу алейкум, подскажите если я мелкий предприниматель, в области общепита, разрешино ли мне брать на кухонную работу поваров женщин, или продавцов женщин, как верующих так и не мусульман?

Islam Global
27.05.2019 02:26:37
2019-05-27 02:26:37
Уа алейкум салям! Естественно, можно, и не обязательно мусульманок. Откуда Вы взяли, что слабый пол не может быть допущен до такого рода работ?
Назира 25.05.2019 00:28:38 2019-05-25 00:28:38

Ассалям уалейкум. У меня такой вопрос. Мы с подругой хотели заняться продажей постельного белья, добавлять небольшой процент, закупаться по оптовой цене и перепродавать. Дозволен ли такой бизнес? Ведь мы сами не производим этот товар

Islam Global
25.05.2019 10:14:40
2019-05-25 10:14:40
Уа алейкум салям! Естественно, торговля дозволена.
Максат 24.05.2019 02:34:42 2019-05-24 02:34:42

Ассаляму алейкум. Сейчас чтобы открыть свое дело банки дают кредиты под определенный процент. Можно ли их брать? Знаю что процент харам.

Islam Global
24.05.2019 03:20:34
2019-05-24 03:20:34
Уа алейкум салям! Необходимо искать путь открытия бизнеса без уплаты риба. Поэтому ищите иные способы профинансировать свое дело - накопите необходимую сумму, одолжите без процентов у друзей и родственников либо привлеките партнеров за долю в бизнесе. Поверьте, так будет правильнее и в конечном итоге выгоднее для Вас.
Абдалла 16.05.2019 10:12:21 2019-05-16 10:12:21

Ассаламу Алейкум, если я продаю товар, то какой процент к его изначальной стоимости я имею право прибавить?

Islam Global
16.05.2019 11:36:22
2019-05-16 11:36:22
Уа алейкум ас салям! Любой
Гузалия 12.05.2019 13:45:45 2019-05-12 13:45:45

Добрый день! Подскажите пожалуйста, можно ли работать риэлтором? При продаже объекта, ставим комиссию сверху, той суммы, которую получает продавец. Также помогаю оформить ипотеку и подобрать жильё, за что получаю вознаграждение. Работу свою люблю (общение с людьми, планировки квартир, новостройки, красивые дома, семинары, тренинги, всё это доставляет мне удовольствие. Каждый клиент благодарен за проделанную работу и обращаются за помощью вновь и вновь. Как быть если нельзя? Если можно, сколько нужно платить закят с каждого заработка?

Islam Global
12.05.2019 13:54:04
2019-05-12 13:54:04
В вашем бизнесе нет признаков ростовщичества, поэтому он дозволен. Закят платится с суммы вашего дохода в размере 2,5% от заработанного.
Хабиб 06.05.2019 11:52:20 2019-05-06 11:52:20

Ассалам алэйкум ва рахматулло ва баракату. У меня к вам такой вопрос? Пожалуйста уточните. Дозволено ли в Исламе работать продавцом, но например владелец магазина говорит мне продать товар за 100 рублей, а я продаю покупателю за 150 рублей. Каждые 50 рублей получается для меня харам?

Islam Global
06.05.2019 19:48:04
2019-05-06 19:48:04
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Если Вы нарушаете прямое указание хозяина магазина, то такой дополнительный заработок расценивается как запретный
Али 02.05.2019 22:32:11 2019-05-02 22:32:11

Ассалямуалейкум! У меня такой вопрос? Дозволено ли в Исламе работать перекупщиков? Например нахожу товар за 50 рублей. Покупателю говорю что товар есть за 80 рублей. Каждые 30 рублей получается для меня харам?

Islam Global
02.05.2019 23:50:28
2019-05-02 23:50:28
Уа алейкум салям! Посреднические услуги с наценкой дозволены, если работать без обмана. Попробуйте выстроить Ваш бизнес так, чтобы покупатель не знал цену, по которой Вы приобрели товар.
Артур 20.04.2019 17:11:14 2019-04-20 17:11:14

Можно ли один и тот же товар или услугу продавать разным клиентам по разной цене?

Islam Global
20.04.2019 18:10:40
2019-04-20 18:10:40

Да, такое допустимо 

Исроил 18.04.2019 13:08:32 2019-04-18 13:08:32

Ассаламу алейкум,я работал в не мусульманской стране у неверующего в ресторане поваром,и работал грузчиком(подрабатывал в выходные дни)в смене повара мы готовили разные блюда большинство блюд из меню были халяльными но были и блюда из свинины,и в то время когда подрабатывал грузчиком в ресторан возили алькогольные продукты и я их разгруживал,но я не употреблял алкоголь и не ел блюду из свинины ,вы сами лучше знаете так как это была не мусульманская страна там трудно найти халюлную работу, и вот еще кое чего хочу объяснить те кто забрали меня туда со второго же дня относились ко мне как к собаке просто не навидели (и тут можно подумать может я был не приятным человеком?неет со мной было все в порядке проблема была в их завидливости)так как я оказался намного лучше них в разговоре в знании чего либо. И они то помучали гоняли туда сюда и т.д но все и прошло перед увольнением я услышал от них что я был отличным поваром (работником) и прошло несколько месяцев мне предлагают работу за большие суммы,но я не хочу туда пойти хоть мне обещают высокую зарплату,на сколько я помню я был вынужден работать там и меня волнует и не дает мне покоя одна мысль была ли этот зарабток халяльным и еще на сколько я знаю наш пророк ямухаммад с.а.в проклял тех кто связан с алкоголем((.и я прочител в многих блогах что работать у не мусульманена и получать зарплату разрешается,и наш местный имам ответил когда я задал этот вопрос что это дозволено и сказал что наши пророк и сахабии имели торговли с неверующими.я сомневаюсь могу ли тратить эти деньги Я собираюсь открыть автоуслуги за эти деньги решил спросить у вас

ISLAM.GLOBAL
18.04.2019 16:52:03
2019-04-18 16:52:03
Уа алейкум ассалам! Ваш заработок был халяльным, если Вы сами непосредственно не занимались деятельностью, связанной с харамом. То есть если Вы не готовили блюда из свинины, то Ваш заработок был халяльным. В этом случае Вы можете расходовать деньги по своему усмотрению.
Сакен 17.04.2019 12:08:48 2019-04-17 12:08:48

Можно ли брать денег с нуждающихся за услугу их трудоустройства? Какие аяты, хадисы можно привести в пример. В Корее очень много агентов (в т.ч. и мусульман) которые занимаются поиском работы и берут денег с тех кого трудоустроили. В основном те кто трудоустроились не довольны условиями работы и их ожидания часто не оправдываются. При этом сумма "комиссии" зачастую обговаривается...

ISLAM.GLOBAL
18.04.2019 12:31:45
2019-04-18 12:31:45
Здравствуйте! Да, Вы можете брать плату за помощь в трудоустройстве, но при условии, что размер платы за услугу будет оговорен заранее и виды деятельности трудящихся не будут связаны с харамом. Конечно будет лучше, если Вы это будете делать либо безвозмездно, либо за символическую плату, но здесь уже необходимо отталкиваться от Ваших жизненных обстоятельств.
Жомарт 11.04.2019 17:06:43 2019-04-11 17:06:43

Ассаляму алейкум! Я учусь в школе, И в выходные дни я работаю на ресторане, и туда приходят люди которые пиют и как по правилу завидений официант должен наливать спиртное! Можно мне работать в таких местах

ISLAM.GLOBAL
12.04.2019 00:02:58
2019-04-12 00:02:58
Уа алейкум ассалам! Если Вам, будучи официантом, приходится разливать спиртное, то Вам лучше сменить должность или место работы. Вы можете работать в этом же ресторане охранником или на иной должности, которая не имеет отношения к запретным видам деятельности.
Мажид 02.04.2019 10:40:48 2019-04-02 10:40:48

Ас-Саляму Алейкум , я хотел бы спросить . Устраивать детские развлекательные праздники ,это харам? В этом бизнесе отсутствует обман ,кража все по честному , но в этих мероприятиях присутствует танцы, игры и тд.

Islam Global
02.04.2019 11:27:44
2019-04-02 11:27:44

Уа алейкум салям! Если развлечения не содержат непристойностей (скажем, в движениях танцев или играх) и не ведут к ширку (вера в "Деда Мороза", например), то они дозволены.

Агабег Саруханов 11.03.2019 09:13:04 2019-03-11 09:13:04

Ас салям аляйкум. Я работаю в организации где производят мясные, свинина даже есть крупа рыба продукции. Работаю помощником бухгалтера. Я знаю что это грех канешно но могу ли я там работать пока не найду другую работу?

ISLAM.GLOBAL
11.03.2019 14:24:26
2019-03-11 14:24:26

Уа алейкум ассалам! Да, вы можете оставаться на этом месте работы до тех пор, пока не найдете новую работу, особенно если Вы являетесь кормильцем семьи. Но лучше сменить место работы как можно быстрее.

Магомет 06.03.2019 17:26:09 2019-03-06 17:26:09

Ас-Салям Алейкум! Когда мне предложили работу в банке, я обратился к двум Имамам из разных Мечетей (более того из совершенно разных регионов) с вопросом можно или нет. Оба ответили (смысл): можно, если соблюдены следующие условия: 1. Банк, кроме кредитования, занимается какими-либо еще проектами (например, строительством); 2. Я не должен работать в сфере как выдачи кредитов, так и его сбора (в том числе: коллекторских службах; юридических службах, занимающихся подготовкой исков о взыскании задолженности; подразделениях, реализующих изъятое залоговое имущество и т.п.). Я вышел на работу и ни с чем из вышеназванного не связан (занимаюсь описанием уже существующих процессов - регламентацией). Весь смысл выполненной работы заключается в том, чтобы руководство подразделения, при внутренней проверке, могло сослаться на конкретный, утвержденный в банке регламент - без его существования тяжело объяснить, почему сделали именно так, как сделали, а не иначе (даже когда все сделали правильно). По прошествии определенного времени, я обратился к третьему имаму, он сказал (смысл): "работа в банке не приветствуется, но исходя из того, что мы живем в стране с немусульманскими законами и большинство организаций так или иначе связаны с кредитами или бюджетными деньгами (которые многими чиновниками часто расходуются не по назначению, и работая там, человек тоже коственно содействует этому), то, при соблюдении вышеназванных двух условий, допускается. Это лучше, чем не работать и поставить под угрозу жизнеобеспечение своей семьи. Но, по возможности, желательно найти другую работу." У меня 2 вопроса: 1. Считаете ли Вы, что вышеназванных условий не достаточно и мне надо уйти с этой работы незамедлительно, или можно оставаться на ней до тех пока не найду другую? Потому что зарабатывать харамные деньги (если они действительно попадают под данную категорию) и содержать на них свою семью я не хочу. 2. Можно ли использовать заработанные таким образом деньги (часть) использовать для садака, поддержки собирающегося совершить паломничество, отдать в Мечети для раздачи нуждающимся?Заранее благодарю!

ISLAM.GLOBAL
08.03.2019 00:27:33
2019-03-08 00:27:33

Уа алейкум ассалам!

1. В Вашем случае вступают в противоречие ваша обязанность по содержанию семьи и работа в банке, что нежелательно. И здесь превалирует именно обязанность по содержанию семьи, а значит, Вам не следует увольняться из банка до тех пор, пока не найдете другую работу, так как это может поставить под угрозу материальное состояние вашей семьи. Что касается допустимости называть эти деньги харамными - вопрос дискуссионный. Если Вы сами не участвуете в процессе выдачи кредитов или иных запретных с исламской точки зрения сделках банка, то работа в таком учреждении относится к категории макрух, а не харам.

2. Согласно Шариату запрещено использовать деньги, заработанные харамным путем, на благие дела, такие как хадж или садака. Но опять-таки всплывает вопрос о том, а являются ли эти деньги харамными? Чтобы устранить все имеющиеся сомнения, Вы тратьте на благие деяния только те средства, которые были заработаны исключительно дозволенным способом.

Daniyar 05.03.2019 22:07:39 2019-03-05 22:07:39

Ассамагалейкум РахматуЛЛахи уа Баракатух! Вопрос такой. Я хочу работать в аукционе веб сайтов. Я там заработаю тоже хорошо. Но такой большой вопрос, Это считается большой грехом? В Исламе разрешёно зарабатывать такие деньги?

Islam Global
05.03.2019 23:11:43
2019-03-05 23:11:43

Уа галейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух. Уточните, как проходит такой аукцион.

Мухаммад 04.03.2019 21:47:08 2019-03-04 21:47:08

Ассаламу алейкум.Можете сказать не является ли харамом моя ситуация:"Я зарабатываю в интернете.Я хочу купить рефералов.И когда рефералы работают, то я получаю с них процент.Например:реферал заработал 100 рублей, а система мне платит 30 рублей." 

Islam Global
05.03.2019 01:01:00
2019-03-05 01:01:00

Уа алейкум ассалям! Такая система заработка, тем более в Интернете, имеет все признаки финансовой пирамиды, а значит имеет конечной целью обмануть низовые звенья и обогатиться за счет них. Участие в подобных схемах мусульман не одобряется. Даже если это сетевой маркетинг, то он так же нежелателен для правоверных, так как зачастую с его помощью происходит навязывание клиентам фактически ненужных им товаров.

Борис 04.03.2019 09:29:58 2019-03-04 09:29:58

Ассаламу алейкум. Я хочу взять деньги на бизнес. Заемщик соглашается только если я отдам половину прибыли и отказывае ся обсуждать если я предлагаю долю меньше.Какую долю может требовать заемщик от моей прибыли? И правильно ли , если отдавая половину прибыли, через некоторое время я накоплю и отдам займ , более не желая делиться с заемщиком? Может ли он что то еще потом от меня требовать?

Islam Global
04.03.2019 11:29:38
2019-03-04 11:29:38

Уа алейкум салям! Вы наверное имели ввиду не заемщика, а займодавца? Шариат не накладывает ограничений на распределение доли в прибыли в подобных схемах финансирования проектов (ведь точно так же существует риск и убытков, которые придётся делить в такой же пропорции). Если Вас не устраивает, можете поискать другого партнера. А насчёт возможности по истечении времени "вывода" займодавца из проекта, то это обязательно надо предусмотреть заранее в договоре о займе.  

Ильсур 04.03.2019 08:10:22 2019-03-04 08:10:22

Ассаламу алейкум! Скажите пожалуйста,с кем можно связаться и кого можете рекомендовать быть свидетелем разрешение разногласий по исламу между партнерами? Спасибо!

Islam Global
04.03.2019 11:24:43
2019-03-04 11:24:43

Уа алейкум салям! В таких случаях рекомендуется обращаться к кадию (казыю, т.е. шариатскому судье) или имаму, при этом желательно, чтобы он был равноудалён от обоих сторон спора. 

Али Велиев 01.03.2019 17:49:19 2019-03-01 17:49:19

Работаю на компанию которая производит и продает тяжелые машинные технологии. Я инженер - продавец. Делаю чертежи по которым собираются машины и слежу за их производством на заводе. Иногда клиенты предлагают сумму денег (вне зарплаты) за хорошо произведенные машины. Считается ли это харамом?

Islam Global
01.03.2019 23:07:56
2019-03-01 23:07:56

Если Ваше отношение к своей работе не меняется в зависимости от того, будет ли дополнительное вознаграждение от клиентов или нет, то Вы поступаете честно и это не может считаться пригрешением. 

Зумруд 24.02.2019 09:27:14 2019-02-24 09:27:14

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату. У меня такой вопрос, можно ли работать в сбербанке? Не грех ли это? Еще у меня такой вопрос. Можно ли работать по дропшопингу?

ISLAM.GLOBAL
25.02.2019 01:04:03
2019-02-25 01:04:03
Алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух! Работать в учреждениях, занимающихся процентными сделками, по мнению большинства учёных, не следует. Даже если Вы лично не выдаёте кредиты, то вы содействуете этому, будучи сотрудником банка. Исходя из этого лучше выбрать другое место работы. Что касается дропшопинга, то он дозволен, но при соблюдении ряда условий: 1. Продавец должен указать, что он не обладает этим товаром и закажет его, как только покупатель внесёт сумму. 2. В объявлении должны быть указаны точное описание и время доставки товара.
Ермек 20.02.2019 20:59:58 2019-02-20 20:59:58

Ассаламу алейкум. Подскажите, если товара у меня нет, и я не хозяин. Например, товар в китае, продаю через инстаграм или интернет магазин, могу ли я увеличить стоимость данного товара и продать? И клиенту предоставить после его оплаты, как бы за его деньги я ему привезу и разницу оставлю себе. Джазак Аллаһу хайран.

Islam Global
20.02.2019 23:36:46
2019-02-20 23:36:46
Уа алейкум салям! Если клиента заранее уведомите, что работаете по предоплате, и оговорите сумму компенсации в случае, если не сможете доставить ему этот товар, то такая посредническая сделка не запрещается. Но лучше будет торговля товарами, которые уже находятся в Вашей собственности.
Али 16.02.2019 08:08:12 2019-02-16 08:08:12

Ассалам Алейкум Занимаемся грузоперевозками Какие грузы нельзя возить по Исламу ??? Если можно на почту список

Temur Malik 14.02.2019 04:44:56 2019-02-14 04:44:56

Ассалам алейкум. Тут уже был вопрос о посредничестве.У меня вопрос такой.Я работаю на одном СП. СП (пр-во стройматериалов) нуждается для своей жизнедеятельности в некоей продукции. У меня есть знакомые,которые занимаются реализацией этой продукции. Могу ли я стать посредником для поставки этого товара и иметь прибыль от посредничества,несмотря на то,что я являюсь сотрудником этого СП? Спасибо.

Islam Global
14.02.2019 12:52:37
2019-02-14 12:52:37
Уа алейкум ассалям! Будет честнее, если Вы обсудите возможность такого дополнительного заработка с руководством СП. Потому что если Вы будете отдавать предпочтения одним поставщикам в ущерб экономическим интересам своего работодателя, то это может расцениваться как коррупция, что в исламе грех. Если же Ваши трудовые обязанности не предполагают занятие закупками для этого СП, то в такой ситуации злоупотребления должностным положением не будет, и Вы вправе выступить посредником за вознаграждение от поставщика.
Зульфия 13.02.2019 23:27:06 2019-02-13 23:27:06

Читаю комментарии и приятно удивлена, что администрация сайта грамотно отвечает на вопросы, вне зависимости от того к какой сфере относится вопрос, осведомлены обо всем. Молодцы.

Islam Global
13.02.2019 23:50:34
2019-02-13 23:50:34
Спасибо за приятный отзыв. Такие слова поддержки придают нам дополнительный импульс в работе.
Радик 12.02.2019 23:24:28 2019-02-12 23:24:28

Ассаляму алейкум варахматулахи вабаракятух! Брат помоги с одной задачей, я мусульманин и хочу основать компанию по оказанию услуг сантехника слесаря, можно ли использовать название для компаний санта клаус? Сантехник Санта Клаус.

Islam Global
13.02.2019 17:30:31
2019-02-13 17:30:31
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! На наш взгляд, если Вы преследуете чисто маркетинговую задачу и не вкладываете в название фирмы никакого "сакрального" смысла, то такой нейминг дозволен.
Диас 12.02.2019 15:32:34 2019-02-12 15:32:34

Как относится к ломбард бизнесу?

ISLAM.GLOBAL
13.02.2019 21:49:22
2019-02-13 21:49:22
Алейкум ассалам! Ломбардный бизнес имеет харамную составляющую, так как в нем содержатся процентные сделки. Во-вторых, нередко в ломбарды сбываются предметы быта, добытые запретным путем, например, воровством. Исходя из этого, лучше не иметь связей с подобным бизнесом.
Фахриддин 01.02.2019 22:34:32 2019-02-01 22:34:32

Ассалому алайкум ва рахматуллахи ва баракотух! Скажите пожалуйста дозволенно ли в шариате такой вид услуг как посредник? Например если я работаю на стройке и беру за работу 20.тысяч рублей а предлагаю другим за 15тысяч ? Джазакаллаху хайран брат!

ISLAM.GLOBAL
02.02.2019 00:00:23
2019-02-02 00:00:23
Алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! Да, посредничество согласно шариату разрешено, но при условии, что отсутствует обман и все стороны договора осведомлены об этом, а также при условии, что в договоре прописывается конкретная сумма за услугу, а не процент от сделки.
Muslim 24.01.2019 14:58:47 2019-01-24 14:58:47

Ассаламу Аллейкум ахи. Можно ли работать риэлтором?

Islam Global
24.01.2019 19:04:25
2019-01-24 19:04:25
Уа алейкум салям! Такой вид деятельности в целом не возбраняется
Исхак 20.01.2019 15:32:19 2019-01-20 15:32:19

Ассаляму алейкум ахи. Был вопрос, можно ли увеличевать цену на товар который привезен из другого места? Типа если товар 80$ продавать её за 150$??

Islam Global
20.01.2019 17:44:23
2019-01-20 17:44:23
Уа алейкум ас-салям! В исламе нет ограничения на размер торговой наценки. Конечную цену регулируют спрос и предложение.
ХИЗИР 19.01.2019 18:08:52 2019-01-19 18:08:52

Ассалам 1алайкум Можно ли в исламе наблюдать за ценами конкурента без их ведома?

Islam Global
19.01.2019 18:13:48
2019-01-19 18:13:48
Уа алейкум-салям! Не видится ничего зазорного в отслеживании рыночной конъюнктуры, если Вы, конечное, не прибегаете к мерам промышленного шпионажа (когда стараетесь незаконным способом разузнать коммерческую тайну).
Исхак 14.01.2019 19:22:28 2019-01-14 19:22:28

Ассаламу алейкум ахи. Хотел спросить, могу ли я продавать в общаге друзьям младшим классам продукты. Например я покупаю пачку печенья за 20сом и продаю за 30сом. Будет ли это в законах шариата?? ДжазакАллаhу хайран.

Islam Global
14.01.2019 21:14:43
2019-01-14 21:14:43
Уа алейкум ассалям, Шариат не запрещает такую торговлю и не ограничивает наценку продавца
Эльман 10.01.2019 18:59:25 2019-01-10 18:59:25

Ассаламуалейкум,Ин ша Аллах мы с братьями планируем открывать услуги в сфере туризма,хотели узнать дозволено ли в Исламе продавать туры на пляжи??заранее благодарю

Islam Global
10.01.2019 19:20:46
2019-01-10 19:20:46
Уа алейкум ас-салям! Хотим пожелать Вам удачи в новом деле. Человек, продающий туры, не отвечает за то, как будут вести себя и как одеваться его клиенты во время отдыха.
Kuat 29.11.2018 13:50:08 2018-11-29 13:50:08

АссаламАлейкум! Помогите с вопросом на счёт страховки. Я выплачиваю ежемесячную страховку для всей семьи. Но если разобраться то мы не пользуемся страховкой так часто, и соответственно деньги не возвращаются. И если подсчитать то я отдаю больше чем мы пользуемся. Но в стране где мы живем страховка является обязательным. Совершаю ли я грех? Заранее благодарю.

Islam.Global
29.11.2018 23:04:42
2018-11-29 23:04:42

Kuat , уа алейкум ассалям. Если это требование закона, то на Вас нет греха за пользование страховыми продуктами, выплаты по которым обусловлены вероятностным фактором. Относитесь к ним не как к страховке, а как к налогам, чтобы лишний раз не переживать

Диас 24.11.2018 15:04:12 2018-11-24 15:04:12

Здравствуйте! Подскажите, я работаю курьером в одной компании. У нас, если покупка выше определенной суммы, то доставка считается бесплатной. Бывало когда из за сильной нужды денег, я намеренно считал доставку хоть и она должна была быть бесплатной. А клиенты об этом не знали. Что в итоге получается? Я обманываю клиентов?

Islam.Global
26.11.2018 07:37:24
2018-11-26 07:37:24

Диас, здравствуйте! В случае, если по правилам компании доставка за некоторые покупки бесплатная, то получается, что Вы как сотрудник нарушили эти правила. Безусловно, любой труд должен оплачиваться, но Вам его не клиент должен оплачивать, а компания, которая такие правила установила. Исходя из этого, обманывать клиентов недопустимо.

oljas 29.09.2018 07:12:45 2018-09-29 07:12:45

Перепродажа - это накрутка цены выше? Если так то как же 83 сура обвешивающие? я не могу этот момент уловить. То как имеется выгода?

Адам
30.09.2018 10:43:04
2018-09-30 10:43:04

oljas, перепродажа - это и есть торговля. Когда одно лицо покупает предмет подешевле и продает его подороже. В данном случае нет обмана, так как обе стороны осведомлены об этом. А заработок продавца - это оплата его труда. Что касается обвешивания, то здесь имеет место обман. Например, продавец скрывает какие-то недостатки своего товара или же, наоборот, говорит о каких-либо характеристиках и свойствах, которыми на самом деле товар не обладает.

Юсуф 19.09.2018 10:12:53 2018-09-19 10:12:53

Ассляму алейкум уа рахматуЛлаги ау баракатуху. На сегодняшний день имеет место переселение граждан одной страны в другую в целях заработка. Однако для достижения данной цели в законном, правовом поле, не так все просто иной раз даже недоступных для некоторых людей. В связи с этим сейчас разработаны многочисленные уловки для обхода законодательства посещаемых стран с целью работы. К примеру в какой то стране для легального нахождения и работы необходимы определенные требования которые люди обходят под разными манипуляциями и тем самым становятся нелегалами и работают по сути не законно на территории той или иной страны. Вопрос : как поступать в таких ситуациях? можно ли допускать такие действия?находится в стране по туристической визе и работать не легально нарушая закон отрудовой деятельности иностранными гражданами?

Анвар
20.09.2018 08:56:24
2018-09-20 08:56:24

Юсуф, алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! Очевидно, что нарушение закона не может рассматриваться в качестве дозволенного. Вам следует искать легальные способы вьезда в страну, например, используя безвиз или иные возможности. Даже если это труднее и проблематичнее, необходимо с достоинством перенести тяготы пути и тогда Вы, иншаллах, обрете награду от Всевышнего

Алмаз 18.09.2018 19:06:13 2018-09-18 19:06:13

Ассалам уалейкум, уа рахматулахи уа баракатуху! Не так давно начал дело в сфере услуг. Услуги в виде списания долга и кредитов за 30 от суммы долга. Предоплату сразу не беру, сначала устно оговариваем все возможные варианты списания. После принятия решения клиентом, начинаем работать, по факту получаюсь неким представителем тех с кем сотрудничаю я партнеры т.е. после меня есть еще люди, которые также выполняют часть работ - они свою плату также получают с этих 30, остальные я беру себе. Но по факту получается, что клиент сначала оплачивает 30-50 от оговоренной суммы, а остаток уже после вынесения решения суда или списания долга. Вопрос: та сумма которую я беру себе является ли дозволенной? т.к. во-первых, нет конкретной суммы и все указывается в 30 от суммы долга. во-вторых, клиент изначально знает только про списание за 30 от суммы долга и не знает сколько с этих денег остается мне и сколько я оплачиваютем с кем сотрудничаю. в третьих, партнеры, от объемов делают скидки или уменьшают свою часть оплаты в , тем самым увеличивается моя часть, и она становится больше чем у партнеров.

Ильсур
20.09.2018 04:50:56
2018-09-20 04:50:56

Алмаз, алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо точно разобраться в механизме реализации Ваших услуг. В Вашем случае все-таки будет лучше в договоре прописывать конкретные суммы, а не процентные доли, а также четко оговаривать все моменты, чтобы клиент не был введен в заблуждение из-за незнания или по иным причинам

Ilvira 19.07.2018 17:53:35 2018-07-19 17:53:35

Ассляму алейкум уа рахматуЛлаги ау баракатуху. если я работаю в интернет магазине и я с людей беру предоплату полную стоимость изделия на эти деньги я соответственно делаю заказ По истечении времени приходит заказ и я отправляю их этим клиентам. является это грехом и будет ли ризык от такого предприятия?

Ильмир
20.07.2018 14:31:04
2018-07-20 14:31:04

Ilvira, Алейкум ассалам!На Вас за это нет греха, так как в Вашем случае сделка возможна лишь при предоплате в полном обьеме и себе из этих денег Вы ничего не присваиваете.

Сабира 10.07.2018 22:45:31 2018-07-10 22:45:31

Ассалямуалейкум где это ?работы халялное

Tolegen 16.06.2018 07:59:31 2018-06-16 07:59:31

Ассаламу алейкум ва раxматуллаxи ва баракатуx! Подскажите пожалуйста является ли запретным бизнес по разведению норок для меxового производства?

Mohammad
18.06.2018 13:22:58
2018-06-18 13:22:58

Алейкум ассалам! Ничего харамного в этом нет... если мы закалываем барана, то его шкуру мы также можем использовать для собственных нужд...аналогично и с норкой

Анна 07.06.2018 13:58:54 2018-06-07 13:58:54

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху, у меня вопрос, считается ли харамом перепродажа товаров купленных оптом на складе поставщика и их дальнейшая реализация в магазине уже по розничной цене с некоторой надбавкой ? Спасибо

Ислам.Глобал
07.06.2018 14:55:24
2018-06-07 14:55:24

Анна, Нет, конечное, это нормальная форма торговли, если товары сами по себе не являются запретными по Шариату и при их продаже не используется кредитование под проценты

Аноним 17.05.2018 05:20:51 2018-05-17 05:20:51

Брал в долг деньги по личным нуждам у брата. Могу ли я как благодарность за помощь вернуть деньги с надбавкой?

Ислам.Глобал
17.05.2018 10:25:09
2018-05-17 10:25:09

Аноним, С формальной точки зрения, если не было предварительной договоренности о сумме процентов за пользование займом, такое вознаграждение нельзя рассматривать как рибу, но по факту возможна и трактовка, что это есть выплата некоего процента за пользование чужими средствами. На наш взгляд, если Вы хотите выразить благодарность человеку, который одолжил Вам денег, лучше подарите ему какой-нибудь ценный и нужный подарок, дозволенный в исламе. А Аллах знает лучше!

Маъруф 19.04.2018 14:25:03 2018-04-19 14:25:03

Ассаламу алайкум ва рохматуллох! Дорогие братья и сестры подскажите мне пожалуйста какой нибудь хороший книгу про бизнес, торговля тиджарат по шариату Джазакаллоху хойрун!

Ислам.Глобал
19.04.2018 21:09:06
2018-04-19 21:09:06

Маъруф , Уа алейкум ассалям! Рекомендовали бы Вам прочитать монографию Теория и практика ведения бизнеса по Шариату под авторством Ш.А.Шовхалова 2013 год и перевод книги «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна» в ней есть обширная глава о торговых отношениях в исламе. Можно попробовать забив оба названия в поисковиках в интернете.

Алтынай 12.04.2018 15:49:00 2018-04-12 15:49:00

Ассаляумалейкум я работаю в сфере красоты делаю макияж прически стрижки наданный момент ,но в силу того что я решила жить по шариату перестала стричь мужчин и выщипывть брови,наращивать волосы ресницы перестала делать маникюр . Вот именно в саллонных видах бизнеса что дозволено что нетя хочу уточнить и обучиться тому что дозволено и помогать мужу в каких то семейных потребностях.

Дана 09.04.2018 11:37:21 2018-04-09 11:37:21

Здравствуйте, а как быть, у кого риэлторское агентство, там ведь процент от продажи либо сдачи, можно ли заниматься этим видом, спасибо

Ислам.Глобал
09.04.2018 14:31:19
2018-04-09 14:31:19

Дана, ассаляму галейкум! В случае риэлторских услуг нет принципа дать деньги в рост или получения выгоды на факторе неопределенности как в страховании, например, поэтому запрет на деятельность риэлтора не распространяется. Можно даже сравнить этот вид бизнеса с торговлей только у продавцов источником заработка будет наценка, а в Вашей ситуации - процентот суммы сделки. Аллаху алим!

Самира 31.03.2018 18:20:03 2018-03-31 18:20:03

Салам алейкум . Мой муж вложил деньги в производство древесного угля. По сути имеет долю в бизнесе. От «прокрутки» этих денег он будет получать некоторый доход, плюс по окончанию оговорённого времени партнёр обязуется вернуть вложенную супругом сумму в его бизнес , является ли это грехом ? Или ростовщичеством ? Намерение получать проценты у него нет, он говорит , что любая доля в бизнесе так «работает» . Уточню , что он лишь этнический мусульманин, то есть о дозволенном и запретном он не имеет представления. Я опасаюсь, за то , что он может совершить тяжкий грех . Но повторю , что намерение у него не было давать эти деньги на прокрутку , под проценты .

Ислам.Глобал
31.03.2018 22:33:45
2018-03-31 22:33:45

Самира , Вагалейкум ассалям! Всё зависит от первоначальной договренности. Если выплата определённого заранее дохода от вложенных денег и их возврат по окончании установленного срока не зависит от того, насколько прибыльным окажется проект, то это будет считаться формой ростовщичества. Если же Ваш муж несёт все риски соразмерно своей доле вложений от получения убытков данным предприятием, то в таком случае с позиции Шариата всё законно.

Maral 25.02.2018 20:45:41 2018-02-25 20:45:41

Ас-саляму алайкум. У меня такой вопрос:мой отец просит меня стать соучредителем в чужой компании;дабы представлять интересы моего отца. Он не может стать учредителем по ряду его личных причин. Вся ситуация в том,что я не уверена,будет ли бизнес честный... Но у отца долги и он хочет зарабатывать деньги для закрытия своих долгов -как он сказал и мне хочется ему помочь. Но у меня большие сомнения насчет откатов и разных ситуаций по бизнесу. Как мне поступить подскажите пожалуйста,и отцу хочется помочь,но я боюсь харамного бизнеса.

Нурислам
27.02.2018 08:14:18
2018-02-27 08:14:18

Maral, Алейкум ассалам! Очень хорошо, что вы сомневаетесь и не желаете иметь дело с харамным бизнесом. В вашем случае Вам нужно все детально разузнать об этом бизнесе, чтобы определиться с наличием запретного в нем. Если же Вам не удастся этого, то здесь два варианта: с одной стороны в одном из хадисов говорится о том, что мусульманам следует остерегаться всего сомнительного. С другой стороны - Ваше благое намерение, а именно, помощь отцу. В данном случае Ваше деяние оценивается по намерению, а оно хорошее. В связи с этим, Вам нужно хорошо все обдумать и принять решение. Да поможет Вам Всевышний!

Assel 05.11.2017 19:08:47 2017-11-05 19:08:47

Ассаляму алейкум! Мой муж занимается бизнесом по изготовлению пластиковых бутылок. Является ли это харамом? Ведь их могут покупать и для розлива пива. Как быть в этой ситуации?

Мансур
08.11.2018 13:50:18
2018-11-08 13:50:18

Assel , Если он знает что он Продает эту тару именно для разлива пива?», тогда для него лучше не продавать ему тару Бимиллях1. А если он этого не знает тон просто Продает её и все !

Вадим
07.11.2017 18:22:17
2017-11-07 18:22:17

Assel , Кузнец выковал нож, нож - это предмет, который может быть использован в добрых делах или в лихих. Дело кузнеца - нож, который нужен для дома, для добрых дел. А если нож будет в плохой руке, то деяние, которое сделает эта рука, будет не виной кузнеца, ибо он ковал нож для добрых дел, а это деяние будет харам для того кто задумал лихое. Все, что дает Всевышний Аллах живым существам для пропитания и пользования, называется “ризк” удел. Добывая свой удел, мы должны выбирать дозволенные пути, так как добытый недозволенным способом удел является харамом. Справедливый Аллах не дает нам своего согласия пользоваться запретным уделом и быть благодарным тому, Кто наделяет нас им: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» Сура «Бакара», 2:172.

Alexx 15.10.2017 10:21:20 2017-10-15 10:21:20

Дал лан гнать! Мусульмане такие хитрецы, прям похлещеостальных. Накрутят цены, а потом типа скидку сделают. Даже в арабских странах нужно торговаться, иначе облопошат как младенца.

Вадим
07.11.2017 18:09:28
2017-11-07 18:09:28

Alexx, Обман-то в чём? Накручивают не проценты, а цену. Торговаться - это возможность заключить договор на условиях, которые приемлемы для обеих сторон. Если человек может купить товар не торгуясь, то он согласен с этой ценой, и уж тем более, не берёт его в долг под проценты. Что касается торга цены, то это игра в кто умнее, будьте умнее, красноречивее и убедительней, получите скидку, а будете ещё умнее, то товар отдадут и так, только потому, что благодаря Вашим усилиям убеждать, или энергии, или красноречию, или обаянию, продавец смог стать умнее.

Neo 14.10.2017 17:58:52 2017-10-14 17:58:52

Запрет процентных сделок - сильный ход. По сути вся мировая экономика сейчас держится на этом. Надеялся, мир задумается после ипотечного кризиса в Америке. Но тщетно

Рахима 11.10.2017 13:41:04 2017-10-11 13:41:04

Казалось бы, простые правила, но удивительно то, что они работают и сейчас когда экономика считается супер-развитой. Это еще раз доказывает, что ислам ниспослан как великое руководство для людей и человечества!

Джамшод 09.10.2017 19:22:05 2017-10-09 19:22:05

В Узбекистане ничего не работает ! Нет и намека на бизнес по исламски. везде коррупция. Людям надо дать свободу.

Добавить комментарий