Какая ипотека дозволена мусульманам?

В современных экономических реалиях, когда жильё дорожает с каждым годом, молодым семьям трудно обзавестись своей недвижимостью в больших городах, в связи с чем они, порой, вынуждены брать ипотеку. Однако классическое ипотечное кредитование, как правило, не соответствует канонам ислама. В связи с этим возникает вопрос, могут ли мусульмане брать ипотеку.

Поскольку ипотека является разновидностью кредита, она подразумевает процентную сделку, именуемую в исламском праве ростовщичеством (риба), наиболее тяжким грехом. Поэтому, казалось бы, ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности, и мы можем однозначно сказать, что ипотека – это харам. Но не всё так просто, как кажется.

Одни мусульманские учёные категорически запрещают мусульманам брать ипотеку, ссылаясь на её ростовщическую природу. Однако другие богословы считают подобную форму кредитования дозволенной, но при условии, что процентная ставка будет ниже, чем инфляция. Под ней понимается скорость обесценивания денег. По причине инфляции люди теряют часть своих средств, что, в свою очередь, выражается не в уменьшении денежной массы, а в снижении покупательской способности конкретной суммы денег. Иначе говоря, на одну и ту же купюру в стране, где наблюдается высокий уровень инфляции, спустя какое-то время можно купить меньшее число товаров. Таким образом, как утверждают сторонники этой позиции, человек посредством ипотечного кредитования стремится лишь сохранить своё имущество и защитить его от «пожирания инфляцией». А потому, утверждают они, ипотечный процент меньше уровня инфляции является дозволенным.

Кроме того, некоторые мусульманские учёные считают ипотеку дозволенной в том случае, если она вызвана острой необходимостью. В частности, богословами выносились фетвы о дозволенности прибегать к ипотечному кредитованию для покупки жилья, в котором мусульманин остро нуждается, или же имеются объективные причины для улучшения жилищных условий семьи, но при этом нет иных законных способов сделать это, кроме как посредством ипотеки. В данном случае богословы мотивируют дозволенность соображениями острой необходимости, так как в форс-мажорных ситуациях мусульмане вправе прибегать к совершению тех деяний, которые в обычных условиях расцениваются как греховные.

В случае, если же у мусульманина имеется возможность обратиться в исламские финансовые учреждения, которые занимаются ипотечным кредитованием на принципах Шариата, то лучше воспользоваться именно их услугами.

 

Виды исламской ипотеки

1) Мурабаха – клиент вносит первоначальный взнос и находит продавца жилья, а затем обращается в банк, который впоследствии этот дом или квартиру выкупает. Затем клиент начинает выкупать данное жильё у банка в рассрочку. В новую цену закладывается и прибыль банка.

2) Иджара – покупатель находит продавца объекта недвижимости и обращается в банк, который выкупает его, а затем сдаёт клиенту в аренду.

3) Мушарака – заключается трёхсторонний договор между сторонами сделки (продавец, покупатель и банк), а прибыль делится участниками по заранее оговорённым долям. Затем клиент постепенно выкупает у банка долю в этом проекте с помощью собственных средств.


Обсуждение
Оразбек 24.05.2019 07:11:42 2019-05-24 07:11:42

А как жить тогда? Подскажите! Это грех пусть ложиться на банки и их владельцев. Людям деваться некуда. Вы думаете люди лезут в ипотеку от хорошей жизни???? Их просто в угол загнали.

Islam Global
24.05.2019 13:34:46
2019-05-24 13:34:46

По мнению части богословов, правоверным, которые живут в немусульманской среде (стране, городе или регионе), где не представлены исламские финансовые инструменты, дозволено обращаться в банки за ипотечным кредитом с ограничениями: если она используется на покупку единственного жилья и если ставка процентов не сильно отличается от уровня инфляции. Кроме того, рекомендуется по-максимум использовать инструменты государственной поддержки приобретения жилья (субсидирование ставок, жилищные сертификаты, материнский капитал и т.п.)

Жанара 07.05.2019 11:58:54 2019-05-07 11:58:54

Ассалаумалейкум а как насчет государственнoй программы можно ли взять по гос программе ну социальная ипотека жду ответа

Islam Global
07.05.2019 14:08:56
2019-05-07 14:08:56
Уа алейкум салям! Некоторые богословы считают, что если процент по ипотеке не сильно превышает уровень инфляции и у мусульманина нет иных возможностей обзавестись жильем, то он может прибегнуть к таким программам.
Islam 19.04.2019 15:11:54 2019-04-19 15:11:54

Ассаламу 'Алейкум Я хочу купить ноутбук в рассрочку без % но мне сказали что из за страховки будет переплата. будет ли это грехом если я так куплю?

Islam Global
19.04.2019 17:52:17
2019-04-19 17:52:17

Уа алейкум ассалям! Обычно банки маскируют в страховке для «беспроцентных» рассрочек свою ростовщическую прибыль. К тому же классичские страховые продукты по природе своей запретны шариатом. Поэтому Вам следует воздержаться от покупки на таких условиях - пострайтесь найти способ собрать денег на полную стоимость ноутбука (накопить или попросить взаймы у родственников и знакомых) или  взять технику в аренду, если срочно надо.

Ляззат 26.02.2019 19:48:35 2019-02-26 19:48:35

Я покупала в ипотеку и жалею теперь .после совершения истихары много преград было, но боясь родных ослушаться все таки купила. А дом без бараката. тем более в след год кв подешевели и программы выдачи тоже. Все что покупала в кредит не принесло пользы только вред

Жаннет 20.02.2019 16:27:46 2019-02-20 16:27:46

Снимаем жильё уже 10 лет.Однокомнатная обходится в 35000.За столько лет дяде в карман ушло столько,сколько я бы отдавала за ипотеку и через это время квартира была бы собственная. Тяжело всё.Боимся эту ипотеку до обморока.

Рамазан 14.01.2019 15:39:19 2019-01-14 15:39:19

Запрещено брать кредиты и ипотеки в традиционых банках.зачем придумывать себе оправдания?первым делом ты плотиш процент затем стоимость квартиры.все банки живут на этом.не говорил не кто о том что оговореную сумму хоть при съеме квартиры расточительство.это договор который ты заключаешь и плотиш оговоренную сумму.а банк говорит вот процент который должен выплатить вот стоимость квартиры.в чем проблема?

Сагинтай 04.11.2018 22:52:34 2018-11-04 22:52:34

Представляете купили квартиру в кредит или в рассрочку и через неделю, месяц умерли. Вас опускают в могилу и у вас на шее ипотека. Страшно. Думайте о смерти постоянно. Тем более сейчас время быстротечно.

Оразбек
24.05.2019 07:12:53
2019-05-24 07:12:53

Сагинтай, ответь тогда - как жить? на улице?

Гульнур 05.10.2018 07:25:38 2018-10-05 07:25:38

Добрый день!У меня есть действующая ипотека, за которую я оплачиваю 185 000 тенге ежемесячно, просрочек не было, я уже более 4 лет оплачиваю его, но сумма основного займа уменьшилась незначительно. Могу ли я взять в вашем банке кредит на свой действующий ипотечный кредит.

Рустем
06.10.2018 23:29:06
2018-10-06 23:29:06

Гульнур, здравствуйте! Если Вы под нашим подразумеваете исламский банк, то кредит от Вам не выдаст, так как они запрещены. Если Вы хотите взятьденьги на погашение текущей ипотеки, то, скорее всего, Вам откажут, так как вряд ли исламский банк согласится на это. Кроме того, здесь многое зависит от того, дозволенную ли с точки зрения ислама ипотеку Вы взяли.

Алиакбар 08.09.2018 10:51:43 2018-09-08 10:51:43

Мне денег нужен 2000

Daulet 26.04.2018 12:31:30 2018-04-26 12:31:30

Во-первых не мубараха, а мурабаха المرابحة . Во-вторых, в РК существуют потребительские кооперативы, подходящие по условиям шариата к данному виду рассрочки для приобретения жилья. Можете обратиться в lifestylehome.kzбез процентов и без подтверждения дохода, но с четко оговоренной суммой оплаты за обслуживание в течение всего срока выплаты. В инстаграме@halaldom найдите, очень удобные условия.

Daulet 26.04.2018 12:31:01 2018-04-26 12:31:01

Во-первых не мубараха, а мурабаха المرابحة . Во-вторых, в РК существуют потребительские кооперативы, подходящие по условиям шариата к данному виду рассрочки для приобретения жилья. Можете обратиться в lifestylehome.kzбез процентов и без подтверждения дохода, но с четко оговоренной суммой оплаты за обслуживание в течение всего срока выплаты. В инстаграме@halaldom найдите, очень удобные условия.

Creditoman 13.01.2018 12:59:41 2018-01-13 12:59:41

Здравствуйте. Несколько лет живу, снимая жилье. Хочу взять ипотеку, потому что купить квартиру нет средств. Есть ли мусульманский банк, где можно взять ипотеку? или ипотеку брать тоже грех? что тогда вы можете посоветовать? спасибо!

Maryam
26.04.2018 16:22:28
2018-04-26 16:22:28

Creditoman, Все зависит, в каком вы городе государстве. В республике Татарстан есть один исламский банк. Но так жуть, как дорого обходится эта халяль ипотека. Банк выкупает квартиру и продает клиенту раза в два-три дороже. Пока ипотека на 5 лет. то есть без первоначалки вообще нет смысла брать. Беседовала сама. Развернулась, ушла, взяла в обычном банке.

Алмаз 10.11.2017 09:32:45 2017-11-10 09:32:45

Давайте рассмотрим другую сторону. Возьмем семью без жилья. У которых 2 варианта, снимать жилье или покупать ее в ипотеку. В большинстве случаев суммы оплаты за месяц будут приблизительно одинаковые. Я считаю большим расточительством съем жилья, чем ее покупка в ипотеку. В большинстве случаев даже переплачивая за такое жилье, верующий вкладывает свой труд для благосостояния своей семьи. И если верующий отдает по своей возможности деньги досрочно, он снижает переплату за свое жилье что не возможно при выше описанных исламских ипотеках. Если правильно подобрать жилье соотношение цены и качества, выбрать лучший на рынке ипотечный продукт, то может получиться, что на момент ее погашения, жилье на рынке будет стоить примерно также, как верующий в совокупности потратил при ипотеке, но при этом он жил уже в своей квартире. Т.е. Для верующего это окажется даже выгоднее чем если бы он снимал чужое и пытался копить на свое жилье. Главное для верующего брать квартиру по своему карману, без переоценки своих финансовых возможностей. Ко всему прочему, при покупке жилья в ипотеку, верующий меньше рискует, что его обманут продавцы квартир, тк банки тщательнее проверяют сделку. Верующий дополнительно защищает свою семью от не предвидимых несчастных случаев, тк страхуется при покупке в ипотеку. Самое главное с какой целью покупает человек квартиру и что он предпринимает для этого. Если его деяния для улучшения благосостояния своей семьи не для излишеств, и он зарабатывает честно, то ничего грешного не совершает человек при покупке в ипотеку. Будем честными перед самим собой, если человек не имеет возможности купить квартиру другим способом, кроме как через ипотеку, в современном мире нет других вариантов исламская ипотека - не является альтернативой, т.к. она дороже и губительна для мусульманина. Пишу в кавычках, т.к. я ее таковой альтернативой не считаю. Приношу извинения за мой ход мыслей, если кого-то я обидел.

Адам
23.09.2018 01:28:20
2018-09-23 01:28:20

Алмаз, Соглашусь с вами. Правильный ход мыслей

Мирас
10.09.2018 03:51:20
2018-09-10 03:51:20

Алмаз, Вся наша жизнь состоит из испытаний. Банки это и есть испытания. Не забывайте всех нас ждёт могила.

Марина
19.08.2018 01:37:28
2018-08-19 01:37:28

Алмаз, спасибо за грамотный ответ

Алмаз 10.11.2017 08:43:35 2017-11-10 08:43:35

Мусульманская религия приветствует здравый смысл, мудрость, ум и образование. Поэтому давайте рассмотрим эту статью с точки зрения разумности. Начнем с формулировок. Риба - одалживание денег под проценты независимо от величины процента! Когда деньги одалживают под проценты, тогда сами деньги, независимо от какого-либо труда или усилия, или предпринятия какого-либо риска, растут со временем. Далее проанализируем разницу ипотеки, мушарака, иджара и мубараха. Все они инструменты относящиеся к финансам т.е. труд не вкладывается. Между сделками появляется третье лицо которое дает деньги не вкладывая труд это тоже самое, что и прибыль. Отсюда следует, что как мы это не назовём, это одно и тоже, просто в разных вариантах. В любом случае банк выкупает жильё записывая имущество на покупателя и получает свои деньги частями с прибылью как это не назови. Отсюда следует, что это обман верующего или самообман верующим. За этот обман еще и просят больше, что является большим грехом. Ведь пользуются положением, нуждающегося в жилье верующего. Но это одна сторона которую рассмотрел.

Ренар
22.10.2018 10:55:27
2018-10-22 10:55:27

Алмаз, Согласен. Предположим квартира стоит 2 000 000 рублей. При обычной ипотеке, если брать кредит 2 000 000 под 10 на 10 лет, переплата примерно составит 1 200 000. Итого к выплате 3 200 000. Это - риба. Возьмем наш существующий исламский банкинг. Тот же пример. Банк выкупает квартиру за 2 000 000 и перепродает ее вам за 3 500 000. Это - не риба. Ну и где тут справедливость? Ну продавали бы они хотя бы за 3 000 000. К сожалению, получается, эти банки пользуются положением мусульман и ставят цену перепродажи какую хотят. Это относится и к халяль продуктам. Налепил марку халяль, 10 к цене. Это печально.

Фатма 15.10.2017 10:24:49 2017-10-15 10:24:49

Обращались мы в исламский банк. Ужас, какие там цены! Типа мубараха, как я поняла по статье. Но ты переплачиваешь за однокомнатную хрущевку так, будто пентхаус в Москве покупаешь! Вот мы и взяли простую ипотеку в обычном банке. Куда деваться? Зато свое жилье теперь.

Просветленная 14.10.2017 18:06:25 2017-10-14 18:06:25

Не знаю, правильно я поняла или нет, но мне кажется мубараха - это когда значит банк покупает жилье для своего клиента по одной цене, а продает ему по другой. Разница становится доходом банка. Мне показалось, что суть этих трех видов исламской ипотеки сводится к одному. Это ведь везде так - у клиента нет денег чтобы сразу купить, вот он и отдает частями. Видимо отличие исламской от обычной ипотеки в том, что банк не закладывает большую прибыль, а только чтобы покрыть свои расходы по составлению договора и обслуживанию?

Камиль 11.10.2017 11:42:56 2017-10-11 11:42:56

Почему в РФ до сих пор нет исламского банкинга? В Казани с помпой открыли, и сгорел этот банк вместе с ТФБ. То ли механизмы халяльного банкинга сложные, то ли кому-то не хочется, чтобы люди могли пользоваться услугами банка, не нарушая предписаний своей религии.

Сергей
15.10.2017 23:36:40
2017-10-15 23:36:40

Консультирую по поводу получения беспроцентной ипотеки

Ихсан 09.10.2017 19:31:57 2017-10-09 19:31:57

Так в чем разница между мубараха и иджара? В одном случае выкуп, а в другом - аренда. Но разве в иджаре он не получает в итоге дом? Мушараку вообще не понял. Слишком сложно написано и требуется пояснение

Мадина
02.02.2018 15:50:58
2018-02-02 15:50:58

Ихсан, при мубарахе Вы получаете право на данный предмет сразу он ваш, а потом Вы выплачиваете как бы кредит за него а при аджаре право собственности на то, что Вы берете в аренду принадлежит не Вам пока вы полностью его не выкупили То есть вся разнице в том кто собственник

Добавить комментарий