Семья в исламе

Семья занимает в жизни мусульман особое место. Забота о родственниках, супруге, детях рассматривается как часть поклонения.

В основе сохранения родственных уз и продолжения рода лежит создание семьи. Всевышний вменил в обязанность мусульманам жениться и продолжать род.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей, размышляющих» (30:21)

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов, и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий» (24:32)

В одном из хадисов Посланник Всевышнего (с.г.в.) повелевал мусульманам жениться и строго настрого запрещал безбрачие: «Женитесь на любящих и рожающих, ибо поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими пророками в день Суда!» (передал имам Ахмад).

 

Достоинства никаха

Создавая семью, человек становится защищён от совершения тяжких грехов. Одним из таких является прелюбодеяние (зина).

Заключение брака только лишь по установленным государством законам (в ЗАГСе) не считается действительным в исламе, потому что там не соблюдаются требования Шариата. (Исключением выступают случаи, когда у супругов не было реальной возможности совершить никах, как, например, во многих городах и сёлах в советское время или же в регионах, где мусульмане подвергаются гонениям). Поэтому церемония никаха при создании семьи мусульманином является обязательной.

Всевышний в Коране и через хадисы Пророка (с.г.в.) донёс до людей правила, которые помогут в семейной жизни. И только соблюдение этих условий может дать защиту женщине в социуме при возникновении тяжёлых жизненных случаев. Например, это махр для супруги, который позволяет дать материальное обеспечение в случае смерти мужа или при разводе. Свидетели служат живым подтверждением, что брак заключён и женщина официально в глазах общественности носит статус замужней, а не любовницы или сожительницы.

Создание семьи не является принуждением ни для одной из сторон. Основными принципами выбора себе спутника жизни считаются единобожие, богобоязненность, взаимоуважение и хорошее отношение к родителям. Каждый мусульманин должен стремиться к обладанию знаниями, чтобы передавать их детям и воспитать праведных потомков.

 

Отношения в полигамной семье

Многих волнует вопрос многожёнства в исламе. Как известно, по Шариату мужчина имеет право одновременно заключить брак с четырьмя женщинами, которые не приходятся родными сёстрами друг другу. Однако вместе с таким правом на супруга возлагаются большие обязанности и ответственность.

Есть критерии, по которым мужчина может брать ещё одну жену. Всевышний позволяет, но предупреждает, что мусульманин не сможет быть абсолютно справедливым ко всем своим жёнам. Это очень важное обстоятельство, поскольку в Судный день он будет отвечать за то, как относился к своим супругам, не притеснял ли кого-то из них, не ущемлял ли в правах.

 

Развод в исламе

Семья является крепостью веры человека. Мусульмане должны со всей ответственностью подходить к её созданию.

Однако, к сожалению, мусульмане часто разводятся, пользуясь весьма простой по форме процедурой – троекратным произнесением слова «Талак!». Это разрешено Аллахом, но является самым нелюбимым деянием перед Ним.

В Священной Книге указывается на святость и неразрывность брачных уз. Также в одном из аятов даётся объяснение взаимоотношений супругов:

«Ваши жёны – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (2:187)

Быть одеянием друг для друга – это значит, что как одежда на теле защищает нас от внешнего воздействия окружающей среды и скрывает недостатки, так и супруги должны оберегать друг друга всегда и всюду. Муж выступает в роли защитника в семье, а жена – его опоры.

 

Женщина в мусульманской семье

В исламе прописаны права женщины и её положение. Вопреки распространённым стереотипам, она не унижена и не ущемлена. Если глубже изучить исламское право, то станет понятно, что жена, мать, дочь занимают высокий статус и обладают большими правами, чем кажется на первый взгляд. Все каноны направлены на то, чтобы супруг или отец смогли защищать и материально обеспечивать свою семью. Глава семьи решает многие вопросы, но он же и несёт всю ответственность за каждого домочадца.

В подтверждение того, что женщина занимает высокое положение в исламском мировосприятии, служат хадисы, которые гласят: «Рай находится под ногами матерей», «Взглянув на дочь с улыбкой, отец получает в два раза больше награды, чем за сына», «Праведная жена является половиной имана для мужа». А в Коране женщине посвящена целая сура.

Иными словами, семья для мусульман является не только священным долгом, но и способом достижения довольства Всевышнего. Она помогает человеку воздерживаться от запретного, находить смысл жизни и поддержку, укреплять свои отношения с родителями. Ведь только тот, у кого есть дети, может понять, какие чувства к нему испытывают его отец и мать и как больно бывает их обидеть.


Обсуждение
Асия 30.11.2021 19:03:30 2021-11-30 19:03:30

Ассаляму алейкум варахматуулохи ва баракатух!!! У меня дети от первого брака после развода дети живут со мной.Отец детей не разу не спрашивал что и как дети за 5лет. Вышла замуж уговаривал что будет хорошим отцом и мужем . Через месяц после нигяха он оскорбил и унизил и побил меня сильно,уже больше двух дет как живем с ним. Пьёт,бьёт и оскорбляет не пристойными словами меня детей и моих родителей. Хотя что творится с семье родители нечего не знают и они не вмешиваются в нашу семью сама читаю намаз . Я боюсь за себя и за детей очень сильно сама работаю и обеспечиваю детей сама ,так как он говорит твои дети . За два года проживание он побил меня много раз хотя я молчу говорить даже боюсь потому что после выпивки он огрессивен .Что мне делать и какую решение принять можете помочь .. пьёт много ..

ISLAM.GLOBAL
02.12.2021 23:19:46
2021-12-02 23:19:46

Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух. Если все действительно так плохо, может быть имеет смысл развестись? Для этого ваш опекун должен поговорить с вашим мужем и попросить его дать вам талак. 

Elena 04.10.2021 16:29:47 2021-10-04 16:29:47

Здравствуите! Мои муж- мусульманин, я- украинка.Для никаха мои муж уговорил меня принять ислам, хотя как я понимаю, в этом не было особои необходимости. Но мы прожили вместе 20 лет.Нашеи дочери 23 года и она ушла из семьи, живет самостоятельно, работает, встречается с молодым человеком. Муж требует ,чтобы она вернулась домои, считает, что она опозорила его и нашу семью. Хочет, чтобы она оставила своего парня и вышла замуж только за мусульманина или , чтобы ее молодои человек принял ислам. Как муж выразился, для него религия стоит на первом месте и уже потом семья.Что мне делать?Никакие обьяснения он не хочет слушать. Я очень устала от его постоянного давления по поводу ислама и уже не знаю как сохранить семью и, вообще, стоит ли? Мне очень жаль свою дочь, а муж требует, чтобы я отказалась от нее. Я бы рассталась с мужем, но у меня есть еще младшая дочь. Как мне быть?

ISLAM.GLOBAL
05.10.2021 23:26:20
2021-10-05 23:26:20

Мир Вам. В ситуации, описанной Вами, нужно учитывать все нюансы. Ваш супруг руководствуется нормами Шариата при требовании к дочери выйти замуж за мусульманина. Хотя его требования к Вам отказаться от неё и т д - это уже явный перебор. Вам нужно собраться семьёй и обсудить все и принять решение. 

Эльвира 02.06.2021 21:50:40 2021-06-02 21:50:40

Ас салам уа алейкум уа рахматуЛлахи уа барякатух. Я Муслим и муж Муслим, альхамдулилляхи. В браке пятый год. У меня от первого брака двое дочерей. А общий ребенок,сын ,4 года. Мы, практически все эти годы живём отдельно. Я у мамы с детьми,он у своих. Я работаю,так же трачу свою ЗП на детей на еду на себя. Муж денег даёт но не хватает. И жить вместе он не рассматривает. Всегда какие то отговорки. Я устала,так быть одна. Развод не даёт. Как быть? С дочерьми общение можно сказать-ноль. Тоже обидно. Сын 24/7 со мной. И в садик,и гулять,и везде только я вожу его. Вроде и чувства есть,но понимаю что перестала уважать себя.

ISLAM.GLOBAL
03.06.2021 20:36:00
2021-06-03 20:36:00

Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух. Вы должны приложить все усилия для того, чтобы сойтись (вместе жить) с мужем. Если не получится, и Вы вознамеритесь развестись с мужем, а он развод не даст, то Вы сможете обратиться, к местному имаму и объяснить свою ситуацию, он вправе аннулировать ваш брак. 

Эльвира
03.06.2021 20:59:50
2021-06-03 20:59:50

ISLAM.GLOBAL, ДжазакиЛляхи хайрон. Я обращалась и там нас вызывали обеих. Но муж не пошёл. И соответственно имам дал время ещё нам.

Ахмат 29.05.2021 11:05:19 2021-05-29 11:05:19

Ассаляму алейкум, братья и сёстры, я мусульманин и моя жена мусульманка, но она русская и приняла ислам хамдулиля. Сейчас есть проблема в семье, у нас пока нет детей. Проблема заключается в том, что она хочет развод из-за того, что у неё прошли чувства. Она не чувствует себя обделённой. Я всегда относился к ней с уважением и любовью. Я думаю, что эта проблема от того, что я мало времени проводил с ней в изучении Корана и не научил ее молиться. Ведь семья в исламе, это не страсть и похоть, мы 7 лет уже вместе, конечно любовь приобретает другой облик. Я счастлив с ней, она моя жена и я всегда буду ее защищать и оберегать от мира, в котором на каждом углу разврат и бесчестие. Скажите, пожалуйста, как быть в этой ситуации

Islam Global
30.05.2021 17:19:50
2021-05-30 17:19:50

Уа алейкум салям! Вам следует чаще оказывать знаки любви к ней и своего внимания. Также необходимо срочно решать проблему отсутствия детей (возможно, понадобится помощь медиков).

Марьям 18.03.2021 09:35:43 2021-03-18 09:35:43

Если пара молодая по 16лет, оба мусульмане, может ли муж жить в семье жены?

Islam Global
18.03.2021 13:51:24
2021-03-18 13:51:24

Ассаляму алейкум! Да, может, но он должен стремиться к тому, чтобы появилась возможность жить отдельно.

Марат 26.01.2021 09:50:35 2021-01-26 09:50:35

Ассаляму Алейкум УаРахматуЛлахи УаБаракатух! Я мусульманин а моя супруга христианка, у нас нет ни загс-са ни никяха, супруга не хочет принять ислам и сделать никях, общих детей у нас нет! Можно ли так жить и не впадаю ли я в грех?

Islam Global
26.01.2021 17:54:14
2021-01-26 17:54:14

Уа алейкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху. В таком случае вы не считаетесь супругами ни по светским, ни по религиозным канонам, и оба совершаете страшный грех прелюбодеяния, за который вам стоит покаяться. Попробуйте объяснить этой женщине, что для заключения никаха ей не обязательно принимать ислам, но она должна будет воспитывать детей в исламской традиции.

Марат
26.01.2021 20:42:13
2021-01-26 20:42:13

Islam Global, Разве женщине не нужно произносить шахаду перед никяхом?

Islam Global
26.01.2021 22:57:40
2021-01-26 22:57:40

Марат, нет, имам не вправе обязать это сделать невесту, он может лишь вежливо предложить, что так будет лучше для семейного благополучия.

Data Telegram 17.12.2020 15:55:43 2020-12-17 15:55:43

Ассаламу алейкум братья и сестры. Подскажите что делать я в безвыходном положении. Мои родители разводятся, вся ответственность в семье переходит теперь на меня( Обязанности кормильца и опекунство младшего брата ) Я еще сам очень молод и не знаю что делать. Очень переживаю за родителей

Islam Global
17.12.2020 16:07:51
2020-12-17 16:07:51

Уа алейкум салям! До совершеннолетия детей и определенное количество месяцев (срок идда) супруги обязанности по обеспечению семьи сохраняются за вашим отцом. 

Хиза 17.11.2020 18:20:23 2020-11-17 18:20:23

Ассаламу алейкум , собираюсь жениться на девушке , решил покапаться в ее прошлом и начал выбивать у неё правду, при это поклялся чтоб она не боялась и рассказала, я узнал не мало плохого, но на протяжении нашего отношения она не давала повода думать о себе плохо, совершает намаз, готова носить хиджаб, слушается Но я понимаю что виноват я , если бы я не стал копаться , я мог бы про это не узнать, а то что скрыл Всевышний нельзя рассказывать, но она сделала из за того что испугалась от моего давления Как я должен поступить со стороны ислама ?

Islam Global
17.11.2020 23:43:20
2020-11-17 23:43:20

Уа алейкум салям! Следует попросить прощения и у самой девушки, и у Всевышнего за своё излишнее любопытство. Также советуем сделать благие деяния для искупления греха (например, дать садака).

Хиза
18.11.2020 00:11:48
2020-11-18 00:11:48

Islam Global, Джазакя-Лляху хайран , правильно ли будет с моей стороны оставить её ? из за того что я сам выбил , а она из за того что не хотела врать рассказала правду

Islam Global
18.11.2020 00:18:06
2020-11-18 00:18:06

Хиза, думаем, что неправильно, так как в любом случае девушка доверилась Вам, воспринимая как будущего супруга. Оставить ее, зная такие секреты из ее прошлой жизни, будет равнозначно предательству. 

Гульфия 11.03.2020 21:14:55 2020-03-11 21:14:55

Ассаляму 'алейкум! Если муж не зная о троектратном таляке и с намерением на паузу в отношениях или будучи неубежденным в разводе, сказал на русском языке 3 раза : "Развод", считается ли это тройным разводом? После слов не прошло 3 месяца.

Islam Global
11.03.2020 23:56:06
2020-03-11 23:56:06
Уа алейкум салям! Если эти слова произнесены одновременно, то мы придерживаемся позиции тех богословов, которые считают это за один талак.
микаил
24.03.2021 13:54:22
2021-03-24 13:54:22

Islam Global, правильно ли я понял из ответа что вы являетесь безмазхабниками то есть кто не придерживается и не следует большим имамам и мазхабу???

Islam Global
24.03.2021 15:26:34
2021-03-24 15:26:34

Микаил, нет, неверно, мы представляем подходы различных мазхабов.

Мага 29.01.2020 01:56:57 2020-01-29 01:56:57

Ассаляму Алейкум, такой вопрос: Я женился год назад, детей пока нет, работаю на 2 работах каждый день на дневной работе через ночь на ночной. Соответственно с женой бываю не каждую ночь. А жена хочет снять квартиру и жить отдельно от родителей я не против, и даже за. Но можно ли так? Я же не каждую ночь дома начую. А жене придется одной дома через ночь ночевать? Такое в Исламе принимается? Или лучше детей дождаться?

Islam Global
29.01.2020 08:25:42
2020-01-29 08:25:42
Уа алейкум ассалям! Да, можно, ислам не запрещает женщине ночевать одной без мужа.
Рамиль
01.08.2020 01:53:08
2020-08-01 01:53:08

Мага, мир вам! Если её родители живут в том же городе , то пусть ночует у них , чтобы ваша душа была спокойна, и чтобы не было больших расходов .

Татьяна 02.12.2019 15:37:10 2019-12-02 15:37:10

Здравствуйте! Мой муж мусульманин (Таджик), я - русская. Мне 35. Ему 24. У меня до него было 2 неудачных брака. От которых у меня растёт трое прекрасных детей. У мужа это брак первый, детей нет. Общих детей у нас пока нет, но планируем через пару лет. У нас очень счастливый брак, основанный на безграничной любви и уважении друг другу. Может кто то будет меня осуждать, но, вот так у нас случилось. Сожалений нет. Мусульманство я не принимала. Для мужа этот момент не важен. Мои родители очень хорошо относятся к мужу. Его же родители особенно мама, напротив - очень негативно. Скажите, пожалуйста, есть ли какие то серьёзные запреты для существования подобной семьи, как у нас? Могут ли его родители, используя законы шариата, каким то образом повлиять на наш брак?

Islam Global
02.12.2019 17:30:46
2019-12-02 17:30:46
Нет, Шариат допускает такие браки, только при условии, что совместные дети будут воспитываться в мусульманской традиции.
Рамиль
01.08.2020 01:59:18
2020-08-01 01:59:18

Татьяна, мир вам! Мама вашего мужа относится к вам негативно , потому что вы не приняли ислам . Шаха́да — первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Единобожия “Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах” (“Нет бога, кроме Единого Господа, Мухаммад — Его посланник”) и содержащее два первых догмата Ислама. Если вы искренне скажете это с пониманием в сердце , то вы примете ислам , ваши отношения станут улучшаться , а чтобы с ними вы стали друг другу любимыми людьми вам надо с мужем завести ребёнка .

Милана 09.11.2019 22:58:30 2019-11-09 22:58:30

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Я мусульманка, замужем за русским, он очень обидел меня год назад, я начала встречаться с мусульманином, но развестись пока не могу, есть на то причины. Мужчина с кем встречаюсь просит сделать никях, но я ведь замужем за русским, можно ли сделать нам никях или нет?

Islam Global
10.11.2019 01:22:00
2019-11-10 01:22:00
Нет, не можете, Вы считаетесь замужней.
Айза 29.10.2019 07:38:32 2019-10-29 07:38:32

Ассаламу алайкум, прошу ответить мне на вопрос, если муж оставил беременную жену, (никак не помогает, ни материально, ни морально) и вот уже идет почти пятый месяц, правда, что через шесть месяцев, если он не вернется, их никах будет расторгнут?

Islam Global
31.10.2019 09:05:22
2019-10-31 09:05:22
Уа алейкум ассалям! Нет, это не так. Вам следует обратиться к местному имаму или казыю для расторжения брака по инициативе жены (в связи с неисполнением супругом своих обязанностей без веских на то причин)
Шахида 20.05.2019 11:25:09 2019-05-20 11:25:09

Правильней говориться ТАЛАК ИЛИ ТАЛЯК?

Islam Global
20.05.2019 11:45:30
2019-05-20 11:45:30

Как удобнее, но лучше вообще не говорить

Амилия
16.07.2019 23:41:22
2019-07-16 23:41:22

Шахида, Талак

Шахида 20.05.2019 11:21:18 2019-05-20 11:21:18

Ассаламу Алейкум, муж через ватсап (смс) мне написал 3 РАЗА ТАЛАК, это считается как полноценный развод или нет?

Islam Global
20.05.2019 11:46:53
2019-05-20 11:46:53
Уа алейкум салям! По мнению большинства ученых не считается, т.к. Вы не можете быть убеждены, что это писал именно муж, или что он делал это без чьего-либо принуждения со стороны.
Марина 27.01.2019 22:48:58 2019-01-27 22:48:58

Добрый вечер. Мне снова нужен Ваш совет. Мой муж мусульманин, я его вторая жена, с первой он развелся у них есть общие дети. Мужа родственники привезли в дом мужа мать детей, наверное им так захотелось, хотя дети этого не хотели, они не хотят с ней быть. Она детей не учит и не занимается ими. Девочка которая в 8 классе можно сказать не знает программы учебной. В доме почти всегда бардак, детей она не учит к порядку. Детей в школу не пускали из за неопрятного вида. Кормит она их не понятно как, дети первых блюд вообще не едят. Сейчас девочки болеют и она их не лечит. Как можно убрать такую женщину от детей. Муж с ней жить не хочет, ее навязали родственники мужа. С ней он супружеский долг не поддерживает. Она мне прислала свое голое тело, прикрывая некотые места, так же она мне присылала фото мужа который когда спал она пыталась ударить кулаком по голове. Я такая же женщина, которая приняла ислам, у меня тоже есть дети. Мне очень жаль этих деток, можем ли мы убрать эту женщину и воспитывать детей в порядке, чистоте и любви

ISLAM.GLOBAL
28.01.2019 00:34:13
2019-01-28 00:34:13
Здравствуйте! Если Ваш супруг развелся со своей первой женой, то она ему стала запретной и проживать с ней в одном доме не совсем уместно. Ваш муж имеет право , не взирая на мнение родни, удалить ее из своего дома. Также он имеет право и на детей от первого брака
Харсан 23.10.2017 00:28:04 2017-10-23 00:28:04

АссаламуАлейкум братья и сестры подскажите пожалуйста мне у меня такой вопрос по талаху я дал один толах жене и прошло около года как мы не вместе ана щетается моей женой? Мы всё это время общаемся и не было измен как с ее стороны так и с моей здесь просто несогласен её атец подскожите пожалуйста что мне делать? Ана то-же не против жить сомной против её атец

Ислам.Глобал
23.10.2017 00:31:57
2017-10-23 00:31:57

Харсан, уа алейкум ассалям! Ответ на Ваш вопрос дан в другой нашей статье: https://islam.global/semya/semeynaya-zhizn/pravila-razvoda-po-shariatu/

matur 12.10.2017 18:33:53 2017-10-12 18:33:53

Меня удивляет, что некоторые свахи от мусульман откровенно предлагают девушкам идти второй женой к богатому мусульманину. Как правило, приезжему, иностранцу. А гарантию они дают, что этот мужчина не уедет к себе на родину и не оставит тут молодую жену без денег и с ребенком?

Шейх Мурад
23.08.2018 02:12:26
2018-08-23 02:12:26

matur, человеку дан ум и право выбора . И те кто идут замуж ради достойной и обеспеченной жизни получают богатство гарантированно а то что потом такую оставят и уйдет то это решаются на суде так как есть закон и свидетели при заключении исламского брака если нет причин при котором разрешено расторгать брак то женщина остается в выигрышной ситуации . Не все так просто пр разводе

Sheikh Murad
23.08.2018 02:13:15
2018-08-23 02:13:15

matur, человеку дан ум и право выбора . И те кто идут замуж ради достойной и обеспеченной жизни получают богатство гарантированно а то что потом такую оставят и уйдет то это решаются на суде так как есть закон и свидетели при заключении исламского брака если нет причин при котором разрешено расторгать брак то женщина остается в выигрышной ситуации . Не все так просто пр разводе

Ринат 06.10.2017 16:46:09 2017-10-06 16:46:09

Надо наконец Начать вводить практику проверки паспорта на предмет того, не женится ли во второй третий, четвёртый раз мужик. В мечети на это редко смотрят, а зря. Потом столько сестёр страдают . ЗАГС - это гарант, что тебя не кинут просто-напросто

Резеда 01.10.2017 13:26:18 2017-10-01 13:26:18

Посланник Аллаха сказал: «Твои обязанности перед женой — кормить ее, когда ешь сам, и одевать ее, когда одеваешься сам, не хмурить лицо и не бить ее». Из одного этого хадиса ясно, ислам справедливо распределил права между мужем и женой. Кто хочет, тот поймет. Я считаю, проблема ислама в том, что большинство мусульман живущих в бедных странах, мало знаю в религии... И больше полагаются на традиции - племенные, сложившиеся у отдельного народа. Взять тот же Пакистан. Статистика показывает, что 90 женщин в этой стране подвергаются насилию, и государство ничего не делает чтобы защитить их.

Добавить комментарий